I
историк русской церкви, род. в 1836 г., кончил курс в Казанской духовной академии со степенью магистра, был преподавателем логики в Самарской семинарии, потом бакалавром математики в Казанской духовной академии, а с 1866 г. занимает в этой Академии кафедру русской церковной истории. В 1873 г. З. защитил докторскую диссертацию: "Приходское духовенство в России со времени реформы Петра" (Казань, 1872). В 1892 г. Московский университет поднес З. honoris causa степень доктора русской истории, а Казанский университет избрал его почетным членом. Главным трудом З. является его сжатое, но полное "Руководство к русской церковной истории" (Казань, 1870; 5 дополн. издание 1888). Как богослов, З. через всю свою книгу неуклонно проводит определение церкви по православному учению: "Церковь есть собрание верующих, соединенных между собою верою в Бога, священноначалием и таинствами", как историк, он, вместе с тем, очень хорошо понимает, что собрание верующих, как всякое человеческое сообщество, слагалось постепенно, вырастало и созидалось под неизбежным взаимодействием исторических обстоятельств, благоприятных и неблагоприятных. Церковную жизнь и народные верования З. не ставит в изолированное положение, отрешенное от всех остальных проявлений народной и общественной жизни. Не менее ценны и монографическия исследования З., которые легли в основу его "Руководствам"; каждое из них представляет содержательный этюд по истории русского общества и русской образованности. Таковы его: "История Российская Татищева в отношении к русск. церковной истории" ("Труды Киевск. духовн. академии", 1862 г.); "Исторические труды кн. Щербатова и Болтина в отношении к русск. церковной истории" (там же); "Законодательство Петра В. относительно духовенства" ("Православный Собеседник" 1863 г.); "Церковные вотчины при Петре В." ("Прав. Собеседник" 1864 г.); "Законодательство Петра В. относительно чистоты веры и церковного благочиния" (там же, 1864 г.); "Заметки касательно устройства древней новгородской иерархии" (там же 1863 г. и "Время" 1863 г., кн 4); "Приходское духовенство на Руси XVI и XVII в." (Каз., 1865); "Приходское духовенство со времени реформы Петра" (Каз., 1872); "Чтения из истории русской церкви за время царствования Екатерины II" ("Прав. Собес." 1875 г.); "Основные начала духовно-училищной реформы в царствование Александра I" (Каз. 1878); "Сильвестр, митрополит казанский" ("Прав. Собес.", 1878 г., № 4, 5 и 6); "Духовные школы в России до реформы 1808 г." (Каз. 1881); "Сергей Шелонин, малоизвестный писатель XVII в." ("Прав. Собес." 1882 г. № 2 и 4); "Произведения соловецкой письменности, относящиеся к личности св. Филиппа московского" ("Прав. Собес." 1883 г. № 4); "Народные верования, относящиеся к пчеловодству" ("Странник", 1883 г. № 7); "Шестоднев Афанасия Холмогорского" (там же, № 12); "Чтения из истории русск. церкви за время царствования императора Александра I" (Каз., 1885) и др. Последний труд З. — "История Казанской духовной академии" (Казань 1891-1892). С 1875 г. З. состоит председателем комиссии, составляющей "Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской духовной академии" (т. I — II, Каз. 1881-1885; т. III при "Православном Собеседнике"), которое выходит под его редакцией и в котором рукописи исторического содержания описаны исключительно им. Им изданы также "Записки архиепископа Василия Лужинского" (Каз., 1885). II (дополнение к статье)
В 1896 г. З. переделал свое "Руководство к русской церковной истории" в "Учебное руководство по истории русской церкви" (СПб., 2 изд., ibid., 1904). Новейшие главные его труды: "На память о Ник. Ив. Ильминском" (Казань, 1892); "Печальное двадцатипятилетие" ("Православный Собеседник", 1896, I); "Участие Н. И. Ильминского в деле народного образования в Туркестанском крае" (ibid., 1900); "Несколько материалов для истории алтайской миссии и участие в ее делах Н. И. Ильминского" (ib., 1901); "Богословская полемика 60-х годов об отношении православия к современной жизни" (ib., 1902).
См. "Православный Собеседник" 1897 г., см. соотв. статью