Значение слова УКИЁ-Э в Словаре терминов изобразительного искусства

УКИЁ-Э

- (буквально - образы быстротекущего мира), направление в японской живописи и графике так называемого периода Эдо (1614-1868 гг.), отразившее демократические тенденции в искусстве, возникшие в связи с ростом городских торгово-ремесленных слоев. У мастеров живописи (Кайгэцудо Андо, Кайгэцудо Дохан) распространение получил жанр "бидзин-га" ("изображения красавиц"), героини которого - красавицы "веселых кварталов". Их фигуры показывались укрупненно, максимально приближенно к зрителю, во всю величину крупноформатных ширм и свитков. Точность внешней характеристики персонажей сочеталась с чертами условной декоративности. Демократическая направленность укиё-э получила наиболее яркое выражение в графике. Испиленные в технике обрезной долевой ксилографии, гравюры были широко доступны. Важнейшими жанрами являлись "бидзин-га" и "яруся-э" ("изображения актеров"), выделившийся в самостоятельную станковую форму из прикладной графики, связанной с обслуживанием театра Кабуки. Для гравюры укиё-э раннего периода (1680-1760-е гг.), выполненной первоначально с подкраской от руки красной или желтой красками, а затем с использованием техники 2-3-цветной печати (главным образом розовым и зеленым пигментами), характерно воплощение здоровой, полнокровной красоты женщин (Хисикава Моронобу, Окумура Масанобу) и грубой силы и мощи актеров в героических ролях (Тории Киёнобу, Тории Киёмицу). На втором этапе (середина 1760-х - 1800 гг.), с использованием техники полихромной печати, разнообразных форматов листов, приемов печати, расширились выразительные возможности гравюры. Образы красавиц создавались более утонченными и в то же время конкретными (Судзуки Харунобу, Тории Киёнага), получив в поясных портретах Китагава Утамаро характер национального идеала женской красоты. Образы актеров обрели большую эмоциональную глубину, острую характерность (Кацукава Сюнсё, Иппицусай Бунтё), достигшую апофеоза в погрудных портретах Тёсюсай Сяраку. В последний период (1800-1868 гг.) в развитии традиционных жанров укиё-э отмечается постепенный отказ от поисков характерности, а вместе с тем и от погрудного портрета, меньшая эмоциональная яркость, стремление к формальному изяществу (Утагава Тоёкуни). Подъем искусства гравюры укиё-э в этот период связан с расцветом жанра пейзажа; в значительной мере он был обусловлен творчеством Кацусика Хокусай, создавшим величественный образ родной страны, и Андо Хиросиге, со всей достоверностью запечатлевшим скромное обаяние природы японской провинции.

[Илл. К. Хокусай (1760-1860 гг.). Гора Фудзи в ясную погоду. Цветная ксилография.]

Словарь терминов изобразительного искусства.