- (лат. Roma) древний город в Италии, возникший (по античному преданию) в 754-753 гг. до н. э. и к середине III века до н. э. подчинивший себе Апеннинский п-ов; в дальнейшем крупнейшая рабовладельческая держава в Средиземноморье, включавшая также территорию Западной и Юго-Восточной Европы, Малую Азию, Западное Причерноморье, побережье Северной Африки, Сирию, Палестину и др. районы. Культура Рима (философия, мифология, естеств., исторические и юридические науки, медицина, литература, театр, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство), представляющая собой завершающий этап развития античной культуры, сыграла важную роль в сложении европейской цивилизации. В своем развитии она опиралась на богатейшее художественное наследие Древней Греции, а также на местные древнеримские и этрусские традиции. Если для древних греков главное значение имели нравственно-воспитательные задачи искусства, то для римлян на первый план выступали его утилитарные функции. Для римлянина в гораздо большей степени, чем для грека, искусство являлось одним из средств разумной организации жизни. Ведущую роль в Риме играла архитектура со свойственными ей инженерно-конструктивными поисками, основанными на ясных практических и рациональных строительных началах. Важное место занимали скульптурный портрет (бюст, статуя), полный пристального внимания к конкретной человеческой личности, и рельеф, посвященный реальным историческим событиям, имеющим значение для римского государства. Античная мифология, составлявшая почву древнегреческого искусства, не сыграла такой же плодотворной роли в искусстве Рима. И хотя художественные формы и образы, созданные греками, широко использовались в искусстве Рима, в римской интерпретации они нередко утрачивали свою художественно-поэтическую сущность. Реальный элемент преобладал в древнеримском искусстве над вымыслом, а жизненно-повествовательное начало над отвлеченно философским. Кроме того, в Риме существовало четкое разграничение между официальным искусством, служившим общественным задачам, и искусством, рассчитанным на интересы частного потребителя. Официальное искусство играло важную роль в римской политической жизни, будучи активной формой утверждения государственной идеологии. Наивысшие достижения древне-римского зодчества относятся к эпохе расцвета Римской империи (20-е гг. I в. до н. э. - II в. н. э.). Постройки этого времени отличаются монументальной пластичностью архитектурных масс, доминирующей ролью арки и производных от нее форм (свода, купола), обширными, динамически соподчиненными внутренними пространствами, облицовкой стен камнем и кирпичом с вкраплениями мрамора, широким применением декоративной живописи и скульптуры. Специфической особенностью зрелой древнеримской архитектуры становится так называемая ордерная аркада (система поясных ордеров, наложенная на прорезанную арками стену), придававшая сооружениям величавую масштабность и ясно зримую ритмическую упорядоченность. Наиболее классическое воплощение эта система получила в крупнейшем древнеримском амфитеатре - так называемом Колизее в Риме. В эпоху империи архитектура становится средством прославления личности императора и пропаганды могущества римского государства, что заметно уже в постройках времени Августа в Риме (форум Августа, конец I века до н. э. - начало I века н. э. ). Главными видами мемориальных сооружений становятся арка триумфальная и триумфальная колонна; надгробия превращаются в крупные, а подчас и грандиозные сооружения. В изобразительном искусстве эпохи поздней республики широко распространились портретные статуи (в том числе созданный римлянами тип статуи "тогатус", изображавший оратора в тоге) и бюсты, отличавшиеся четко выявленной пластической структурой, суровой простотой и отточенной правдивостью образов (голова бронзовой статуи мужчины - так называемый Брут, III век до н. э.). В официальной скульптуре ранней империи нарастали идеализирующие тенденции, индивидуальные особенности портретируемых сглаживались. Вместе с тем в произведениях вводились светотеневые контрасты, элементы движения, утонченной пластической разработки форм (например, виртуозная передача причесок в женских портретах эпохи Флавиев, 60-90-е гг.). В монументально-декоративной живописи до 63 г. преобладал так называемый третий стиль (легкие, графичные узоры и небольшие сюжетные картины, располагавшиеся на фоне обширных свободных пространств). Ему на смену пришел так называемый четвертый стиль, или "стиль фантастической архитектуры" (сложные, иллюзорно-пространственные архитектурные композиции).
(Илл. Волчица с Капитолия. Древний Рим. 400 г. до н. э., бронза.)