- (от латинского ordo - порядок) архитектурные, определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент). Классическая система сложилась в Древней Греции как закрепленная традицией в нескольких вариантах переработка деревянной стоечно-балочной конструкции, применявшейся в строительстве храмов и других зданий. Основные ордера, получившие название от греческих племен и областей: дорический, ионический, коринфский (разновидность дорического ордера - тосканский, коринфского и ионического - композитный). Дорический и ионический ордер встречаются уже в VI-V вв. до н. э. С IV века до н. э. известен коринфский ордер. Членение ордера на несущие и несомые части, связанные системой выразительных обломов, сделало ордерную систему к середине V века до н. э. гибким художественным приемом архитектуры греческой классики. Ордерные принципы помогли созданию тектонически ясного архитектурного образа, выработке соразмерных человеку архитектурных масштабов, соответствующей естественному бытию людей организации пространства. Разработка и применение ордерной архитектуры, усовершенствование ее конструктивных форм позволяли создать принципиально новые монументальные общественные сооружения. Правила построения ордера изложены в трактате Витрувия, который для измерения высоты отдельных частей кладет модуль - половину диаметра ствола колонны у ее основания. Ордер широко применялся также в различные исторические эпохи (в архитектуре Древнего Рима, Возрождения, барокко, классицизма). В XX веке использование (преимущественно декоративного) ордера характерно для архитектуры, связанной с тенденциями неоклассицизма.
(Илл. Себастьяно Серлио. Четыре ордера классической архитектуры. 1537 г.; слева направо - тосканский, дорический, ионический, коринфский, композитный.)