Значение РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 25 декабря (7 января) и установленный в воспоминание о чудесном рождении Иисуса Христа Сына Божия от Девы Марии. Упоминания об этом событии содержатся в Новом Завете (Мф, I, 25, Лк XI, 6-8); более подробно оно описано в Протоевангелии Иакова. Канонические евангельские тексты повествуют также о поклонении волхвов (Матф II, 1-12) и пастухов (Лк II, 8-20) Божественному младенцу вскоре после Его рождения. С догматической точки зрения Рождество Христово воплощение Бога-Слова в человеческом образе центральный момент в истории Божественного домостроительства, начало человеческого спасения; вместе с тем это исполнение ветхозаветных пророчеств о явлении Мессии, Спасителя и Небесного Царя. Почитание Рождества Христова получает распространение уже в раннехристианские времена; первоначально оно отмечается совместно с Крещением (раннехристианский праздник Богоявления см.), но с IV века оба праздника получают самостоятельность. Праздничные каноны были составлены в VIII веке Козьмой Маюмским и Иоанном Дамаскиным. Изображения, связанные с темой Рождества (прежде всего Поклонение волхвов ), получили распространение уже в раннехристианском искусстве, в катакомбах и на саркофагах. В более позднее время, при сложении иконографии Рождества , наряду с каноническими текстами было использовано апокрифическое Протоевангелие Иакова и некоторые богослужебные тексты. Начиная с XVI века, появляется пространная редакция иконы Рождества , включающая в себя изображения всех событий, так или иначе с ним связанных от Благовещения до Бегства в Египет, Избиения младенцев и убийства Захарии (отца Иоанна Крестителя). Икона Рождество Христово входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма.

Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству.