(греч. iambos),
1) в метрическом стихосложении - стопа длиною в три моры ,состоящая из краткого и долгого слогов (с некоторыми вариациями); наиболее употребителен был 'ямбический триметр' - 6-стопный Я. античных трагедий и комедий.
2) В силлабо-тоническом стихосложении - стопа длиною в два слога с сильным местом на втором; в русском Я. слабые места заполняются обязательно-безударными слогами (È), сильные - необязательно-безударными слогами (Х), последнее сильное место - обязательно-ударным слогом (-); схема: È Х È Х ... È - (È) - Сверхсхемные ударения на слабых местах могут быть представлены лишь односложными словами ('Швед, русский колет, рубит, режет...'). Наиболее употребительные ямбические размеры в русской поэзии: 3-стопный Я. ('Подруга думы праздной...')-в анакреонтике 18 в., песне, лёгкой и сатирической поэзии; 4-стопный Я. ('Мой дядя самых честных правил...') - в одах и лирике 18 в., в поэмах и лирике 19 в., лирике 20 в.; 5-стопный Я. ('Ещё одно, последнее сказанье...'), с начала 19 в. с цезурой после 4-го слога, с 1830-х гг. (и до настоящего времени) без цезуры - в серьёзной лирике, драме, строфической поэме; 6-стопный Я. с цезурой после 6-го слога ('Я памятник себе воздвиг нерукотворный...') - в поэмах, трагедиях, сатирах, посланиях 18 в., в элегиях, романсах и 'антологической' лирике на античные темы в 19 в.; вольный Я. (неупорядоченное чередование строк разной стопности - см. Вольный стих ) - в баснях, а также в 18 в.-в 'пиндарической' лирике, а в 1-й трети 19 в. - в элегиях, посланиях и драмах. (Все примеры - из Пушкина.)
Лит.: Тарановский К., О ритмической структуре русских двусложных размеров, в сборнике: Поэтика и стилистика русской литературы, Л., 1971; Гаспаров М. Л., Современный русский стих..., М., 1974.
М. Л. Гаспаров.