Значение ШКОЛА (УЧЕБНО-ВОСПИТАТ. ЗАВЕДЕНИЕ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ШКОЛА (УЧЕБНО-ВОСПИТАТ. ЗАВЕДЕНИЕ)

учебно-воспитательное заведение для организованного образования, обучения и воспитания подрастающего поколения, а также взрослых и работающей молодёжи. В зависимости от того, кто является организатором и на чьи средства существует Ш., она является государственной, муниципальной (органов местного самоуправления) или частной, содержащейся общественными и религиозными организациями и частными лицами. По характеру сообщаемых знаний Ш. бывает общеобразовательной и профессиональной (специальной); по уровню образования - начальной, неполной средней, средней и высшей; по отношению к религии - светской и конфессиональной (церковной, религиозной); по полу учащихся - мужской, женской и совместного обучения. Цели, задачи и содержание работы Ш. зависят от уровня развития общества, его классовой структуры.

Первые Ш. возникли в странах Древнего Востока (Вавилонии, Ассирии, Египте, Индии и др.)- жреческие школы при храмах, дворцовые для обучения знати, Ш. писцов для нужд административно-хозяйственного управления. В античном мире Ш. стала важнейшей частью спартанской, афинской и римской систем воспитания (см. Спартанское воспитание ; раздел Воспитание и просвещение в ст. Греция Древняя; раздел Воспитание и просвещение в ст. Рим Древний).

При феодализме в странах Востока Ш. развивалась под влиянием господствовавших там религий (индуизма, буддизма, ислама) и служила интересам феодалов. В Индии, например, она существовала при крупных храмах и предназначалась главным образом для детей брахманов и кшатриев . Здесь кроме чтения и письма изучались тексты священных книг, эпические поэмы, мифология, грамматика, литература, история, философия, математика, астрономия, медицина. В т. н. общинных индуистских школах при сельских храмах обучались чтению, письму и счёту на местном языке дети мелких землевладельцев. При буддийских монастырях в странах Востока, кроме начальных и средних Ш., действовали высшие богословские, в которых изучались также математика, астрономия и другие науки. В мусульманских районах и странах распространились мектеб и медресе .

В Западной Европе с установлением в средние века монополии церкви на образование все Ш. стали открываться только католической церковью и находились под её идеологическим руководством. При отдельных церквах с 5 в. создавались для мальчиков приходские Ш. элементарного обучения; при монастырях действовали монастырские школы ; в центрах епархий - соборные школы (епископские, или кафедральные). С укреплением средневековых городов в 12 в. открылись первые университеты и в 13- 14 вв., в противовес церковным, цеховые школы и гильдейские школы , слившиеся в 15-16 вв. в городские. Помимо развития сети церковных Ш., создавались новые для детей светских феодалов - аристократические грамматические школы и паблик скулз в Англии, рыцарские академии в Германии, классическая гимназия в Германии и других странах (см. Классическое образование ) и т.д. Дети горожан учились в бюргерских школах , реальных училищах , торговых и технических Ш.

С развитием капитализма в Западной Европе сословная Ш. превращается в классовую, буржуазную, сущность которой, отмечал В. И. Ленин, '... состоит в том, что образование одинаково организовано и одинаково доступно для всех имущих' (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 476). В развитых капиталистических странах в 19 в. приняты законы о всеобщем обязательном начальном обучении детей обоего пола, Ш. провозглашается единой и светской. Фактически эти юридические акты полностью никогда не осуществлялись. Наряду с классической средней всё больше развивались реальные и профессиональные Ш. (см. Реальное образование ), удовлетворявшие потребности буржуазии в подготовке кадров для торговли и промышленности. Естественнонаучные предметы постепенно включались в учебные планы классических школ.

Ш. в странах Азии, Африки и Латинской Америки, подвергшихся колонизации, была подчинена интересам господствующих классов метрополий (Испании, Великобритании, Франции и др.). Необходимость в 'подручных кадрах' из коренного ('туземного') населения, верных колонизаторам, заставила их открыть для 'цветных', кроме начальных, небольшое число повышенных начальных, средних (коллежи, колледжи, лицеи) и высших учебных заведений (университетов и др.) с обучением на языках метрополий. В них готовились будущие надсмотрщики, чиновники, солдаты и младшие офицеры 'цветных войск'. Контингент учащихся составляли и дети местной знати и буржуазии, для сыновей вождей племён имелись закрытые привилегированные Ш. Рост национально-освободительного движения в колониях ускорял открытие высших учебных заведений (в Индии до 2-й мировой войны 1939-45 - 18 университетов), но деятельность их строго контролировалась колониальными властями. Однако основная масса коренного населения оставалась неграмотной. Это тяжёлое наследие колониализма преодолевается в странах, сбросивших его иго.

До Октябрьской революции 1917 у народов, входящих в состав СССР, возникновение первых Ш. и развитие их системы определялись конкретно-историческими особенностями жизни этих народов. В Армении и Грузии сведения о первых Ш. относятся к 4 в., в Азербайджане - к 5 в. На территории Средней Азии и Азербайджана с 7 в. стали распространяться мусульманские мектебы и медресе, сохранявшие господствующее положение до Октябрьской революции. Летописные источники дают весьма неполные сведения о Ш. Киевской Руси, открывавшихся в 10-13 вв. при монастырях, церковных приходах, дворцах князей. Берестяные грамоты 11-15 вв. содержат данные о методах обучения грамоте, свидетельствуют о распространении грамотности в Древней Руси как среди феодальной знати и духовенства, так и среди горожан, посадских людей, ремесленников, торговцев.

В дореволюционной России для народных масс существовала начальная школа различных типов. Имущие слои населения обучали детей в гимназиях, реальных училищах, коммерческих училищах , университетах и других вузах. В системе Ш. сохранялись остатки сословности: закрытые дворянские учебные заведения - кадетские корпуса, лицеи (см. Лицей ), Пажеский корпус , институты благородных девиц , отсутствие преемственности между начальными (народными) Ш. и гимназией. Для поступления в Ш. существовали национальные и вероисповедные ограничения.

Правительство для воспитания у молодёжи верноподданнических чувств и религиозности использовало церковь. Кроме специальных школ для подготовки служителей культа Синоду непосредственно была подчинена сеть школ грамоты , церковно-приходских школ , епархиальных училищ . Во всех Ш. обязательным учебным предметом являлся закон божий. По уровню грамотности населения Россия отставала от развитых капиталистических стран. Среди трудящихся царила массовая безграмотность. 'Четыре пятых молодого поколения,- отмечал В. И. Ленин в 1913, - осуждены на безграмотность крепостническим государственным устройством России' (там же, т. 23, с. 127).

Ш. в СССР и других социалистических странах. После Октябрьской революции 1917 Ш. становится общенародной, доступной всем, независимо от социального положения и национальности. С 1918 в стране введено совместное обучение лиц обоего пола. Ш. отделена от церкви, стала государственной и светской. Её цель - 'воспитание поколения, способного окончательно установить коммунизм' [Программа РКП (б),1919], формирование всесторонне и гармонически развитой личности с твёрдыми коммунистическими убеждениями. Структура советской Ш., содержание образования и организация обучения в ней изменяются с развитием социалистического общества, прогрессом науки и культуры, но принципиальные основы её деятельности остаются неизменными. Общеобразовательная Ш. является трудовой, политехнической (см. Средняя общеобразовательная школа , Политехническое образование ). В средних специальных учебных заведениях наряду с профессиональной даётся общеобразовательная подготовка. Обучение во всех типах Ш. бесплатное, часть учащихся содержится на государственном обеспечении (в школе-интернате , профессионально-технических учебных заведениях и др.), учащиеся средних специальных учебных заведений и студенты высших учебных заведений (см. Высшее образование ) получают государственные стипендии. Ш. является единой, различные типы её преемственно связаны и дают возможность перехода от начальных ступеней обучения к высшим. Все народы СССР пользуются правом обучения детей на родном языке. В стране осуществлено начальное (1934) и восьмилетнее (1962) всеобщее обязательное обучение, к 1976 в основном закончен переход ко всеобщему среднему образованию.

Другие социалистические страны используют опыт школьного строительства в СССР с учётом своих конкретных исторических условий и национальных особенностей. Для социалистических стран действуют общие закономерности в построении нового общества и воспитании всесторонне развитой личности - активного строителя социализма и коммунизма. Принципиальные основы деятельности Ш. в этих странах едины, хотя её типы, названия, структура, сроки обучения, уровень всеобщего обязательного образования различны.

Ш. в современных капиталистических странах. Частью общего кризиса капитализма является кризис образования в буржуазных странах, который выражается в неспособности общества удовлетворить требования развивающегося производства к перестройке образования. Цель буржуазной школы остаётся неизменной - создавать для буржуазии '... пригодных слуг, которые были бы способны давать ей прибыль и вместе с тем не тревожили бы ее покоя...' (Ленин В. И., там же, т. 41, с. 303). Государственные ассигнования на образование недостаточны и не устраняют хронической нехватки средств для нормальной работы Ш. В ряде стран более массовой становится средняя школа (Великобритания, США, Франция, ФРГ, Япония и др.), принимаются меры по реорганизации структуры Ш., содержания образования и методов обучения, управления ею. Однако не осуществляются принятые законы о всеобщем обязательном обучении в отношении беднейших слоев населения, в силу массовой безработицы, расовой и национальной дискриминации, не обеспечено равноправное среднее образование для всех. Существуют утончённые способы сохранения классового неравенства в содержании образования и качестве обучения в различного типа школах, социального отбора учащихся для высших его ступеней и наиболее престижных профилей обучения ( фуркация , наличие частных Ш. с высокой платой за обучение, специальные тестовые испытания и др.).

См. разделы Народное образование и культурно-просветительные учреждения в статьях о союзных и автономных республиках в соответствующих томах БСЭ, а также 24-й том, книга II - 'СССР' (Народное образование в разделе Культурное строительство); разделы Народное образование и Просвещение в статьях о зарубежных странах.

Лит.: Ленин В. И., О воспитании и образовании, 3 изд., М., 1973; Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. документов 1917-1973 гг., М., 1974; Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, М., 1977; Брежнев Л. И., Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 2, М., 1973, с. 220- 238; Константинов Н. А., Школьная политика в колониальных странах (XIX - XX вв.), М., 1948: Константинов Н. А., Струминский В. Я., Очерки по истории начального образования в России, 2 изд., М., 1953; Королев Ф. Ф., Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917-1920, М., 1958; Королев Ф. Ф., Корнейчик Т. Д., Равкин З. И., Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921-1931, М., 1961; Народное образование в СССР. 1917- 1967, под ред. М. А. Прокофьева [и др.], М., 1967; Беляев В. П., Латинская Америка: народное просвещение и проблемы социально-экономического развития, М., 1971; Малькова З. А., Современная школа США, М., 1971; Гончаров Л. Н., Школа и педагогика США до второй мировой войны. Исторический очерк, М., 1972; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в.- первая половина XIX в., под ред. М. Ф. Шабаевой, М., 1973; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в., под ред. А. И. Пискунова, М., 1976; Измайлов А. Э., Просвещение в республиках Советского Востока, М., 1973; Прокофьев М. А., Советская общеобразовательная школа на современном этапе, М., 1975; Малькова З. А., Вульфсон Б. Л., Современная школа и педагогика в капиталистических странах, М., 1975; Тангян С. А., Образование и общественный прогресс в развивающихся странах, М., 1975; Школа европейских стран социализма. Послевоенное развитие и современные проблемы, под ред. М. Н. Кузьмина, М., 1976; Школьная политика и школа в странах капитализма, под ред. З. А. Мальковой, М., 1976; Лапчинская В. П., Средняя общеобразовательная школа современной Англии. Вопросы теории и практики обучения, М., 1977; Ширинский А. Е., Образование в развивающихся странах, М., 1977; Педагогика школы, под ред. Г. И. Щукиной, М., 1977; Советская школа на современном этапе, под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Колмаковой, М., 1977; World survey of Education, [v. 1]-5, P., [1955]-71; Sasnett М., Sepmeyer I., Educational systems of Africa, Berkeley - Los Ang., [1966]; Misra A., Education and finance, Gwalior, 1971.

П. И. Куликов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.