(Schweitzer) Альберт [14.1. 1875, Кайзерсберг, Эльзас,-4.9.1965, Ламбарене (Габон)], немецко-французский мыслитель, близкий философии жизни ; богослов, врач, музыковед и органист; всемирно известен антивоенными выступлениями. Образование получил в университетах Страсбурга, Берлина, Парижа. С 1899 доктор философии (диссертация 'Философия религии Канта', 1899), с 1900 доктор теологии, с 1913 доктор медицины.
В начале 20 в. завоевал известность как концертирующий органист. Основное значение Ш. как музыковеда связано с его работой о И. С. Бахе. Оказал влияние на современный стиль исполнения музыки Баха, способствовал возрождению интереса к его творчеству.
В 1913 вместе с женой - медицинской сестрой Элен Бреслау на собственные средства основал больницу в Ламбарене , которая стала для Ш. главным делом жизни и трибуной проповеди его идей. В 1928 Ш. присуждена Франкфуртская пр. Гёте, в 1952 - Нобелевская премия мира, на средства от которой Ш. построил лепрозорий в Ламбарене.
Исходный принцип мировоззрения Ш. - факт жизни (противопоставляемый у Ш. факту мысли как производному). Возражая декартовскому 'я мыслю, следовательно, существую', Ш. предлагает формулу: 'я - жизнь, которая хочет жить среди жизни'. Отсюда Ш. выводил основной этический принцип 'благоговения перед жизнью', требующий сохранения и совершенствования жизни. Поэтому нравственность, по Ш., - не только закон, но и коренное условие существования и развития жизни. 'Благоговение перед жизнью' должно, по мысли Ш., стать основой этического обновления человечества, выработки норм универсальной космической этики.
Отстаивая идею свободного и нравственного индивида, Ш. выступал против господства 'всеобщего' над 'конкретно-личным'. В экзистенциальном духе он противополагал два жизненных принципа: волю как выражение свободного и нравственного существа человека - знанию (пониманию) как такому отношению к жизни, в основе которого лежит стремление к подчинению внешней необходимости. По мысли Ш., 'понимающее' отношение к миру приводит к скептицизму, выражающему 'духовное банкротство цивилизации'. Ш. противопоставлял культуру цивилизации, критиковал 'техническую эру' и 'внешний прогресс'. Согласно Ш., этика призвана органично сливаться с культурой, что должно обеспечить прогресс человечества, духовное совершенствование индивида. Критерием развития культуры он считал уровень гуманизма, достигнутый конкретным обществом. Ш. ставил своей задачей создание философски обоснованного и практически применимого оптимистического мировоззрения, способного утвердить человеческую личность в неблагоприятных условиях и восстановить её творческую активность. С этой гуманистические позиции Ш. критиковал нравственное состояние современного буржуазного общества, переживающего глубокий духовный кризис. В 1969 Ш. сооружены памятники в Веймаре и Гюнсбахе; мемориальный музей в Кайзерсберге.
Соч.: Die psychiatrische Beurteilung Jesu, Tubingen, 1913; Kulturphilosophie, Bd 1-2, Munch., 1923; Das Christentum und die Weltreligionen, Munch., 1924; Le probleme de l-ethique dans revolution de la pensee humaine. P., 1952; Friede oder Atornkrieg, Bern, 1958; Die Lehre der Ehrfurcht vor dem Leben, 2 Aufl., B., 1963; в рус. пер. - И. С. Бах, М., 1964; Культура и этика, М., 1973; Письма из Ламбарене, Л., 1978.
Лит.: Друскин М., А. Швейцер и вопросы баховедения, 'Советская музыка', 1960, | 3; Левада Ю. А., А. Швейцер - мыслитель и человек, 'Вопросы философии', 1965, | 12; Геттинг Г., Встречи с Альбертом Швейцером, пер. с нем., М., 1967; Альберт Швейцер - великий гуманист XX в., М., 1970; Петрицкий В. А., Этическое учение А. Швейцера, Л., 1971; Носик Б. М., Швейцер, М., 1971; Langfeldt G., A. Schweitzer. A study of his philosophy of life, N. Y., 1960; Bahr Н. W. [Hrsg.], A. Schweitzer. Sein Denken und sein Weg, Tubingen, 1962; Muller R., 50 Jahre Albert Schweitzer - Spital in Lambarene, 'Munchener medizinische Wochenschrift', 1963. Bd 105, | 51, s. 2521-2530; Clark H., The philosophy of A. Schweitzer, L., 1964; Marshall G. N., An understanding of A. Schweitzer, [L., 1966].
В. А. Петрицкий, И. В. Венгрова.