Альберт, граф фон Больштедт, обыкновенно называемый Albertus Magnus -один из самых ученых и самых богатых познаниями людей средних веков,род. в 1193 г." в Лауингене в Швабии. Будучи по слабому телосложениюнеспособен к военной службе, он был предназначен к духовному званию.Окончив курс учения в Падуе, поступил в незадолго перед тем основанныйорден Доминиканцев, начальство которого послало его в Германию, где онбыл преподавателем в различных монастырях - в Кёльне, Гильдесгейме,Фрейбурге, Регенсбурге и Страсбурге. Большую часть своей жизни он провелв Кёльне, где образовал много превосходных учеников, прежде всего ФомуАквинского. Некоторое время он занимал доминиканскую кафедру богословияв парижском университете и, по преданию, читал свои лекции, вследствиегромадного стечения слушателей, под открытым небом. С 1254 ондействовал, как провинциал своего ордена, в Германии. Когда, нискольколет спустя, в Парижском университете вспыхнула сильнейшая ненавистьпротив Доминиканцев, так что делегаты обеих сторон обратились в Рим, А.одержал при помощи своего красноречия победу для ордена и был затемназначен преподавателем богословия при папской курии (Magister Palatii).Папа Александр IV возвел его в 1260 г. в сан регенсбургского епископа,но А. уже в 1262 выхлопотал себе у наследника Урбана IV дозволениенизложить епископский посох. Он возвратился в качестве лектора назад вКёльн и посвятил себя всецело науке. Как друг и советник архиепископаКонрада фонГохштеден, он несомненно принимал деятельное участие всоставлении плана для постройки кёльнского собора. Он умер в Кёльне, в1280 г., сделавшись уже несколько лет перед тем слабоумным. Он обладалсамым всесторонним образованием из всех ученых ХIII века, вследствиечего и получил от современников и потомства название Великого, или"Doctor universalis". Но от остальных схоластиков отличается не столькобольшею энергией самостоятельного философского мышления, сколько большимизобилием весьма прилежно обработанного материала. Он широковоспользовался сделавшимися в начале ХШ века известными как подлинникамисочинений Аристотеля, так и византийскими, арабскими и еврейскимикомментариями и подавляющею силою этого материала дал схоластическомумышлению аристотелелево направление. Таким образом А. сделался главнымучителем аристотелевой философии и виновником того, что она взяларешительный перевес, хотя он сам и не был вполне самостоятелен в еепонимании и стоял в полной зависимости от своих источников. Болеесамостоятельности и значения имел он в области естествознания, где онрасширил и пополнил аристотелевы исследования своими собственными. Вособенности он отличился в ботанике подробными исследованиями. Егонеобыкновенные для того времени знания в физике, химии и механике былипричиною заподозрения его в колдовстве и в этом отношении с его именемсвязаны многочисленные легенды. Его сочинения, собранные, (но не во всейполной) Ямми (21 т., Лион, 1651), состоят частью из комментариев кфилософским сочинениям Аристотеля, частью из исследований физического,алхимического и естественноисторического содержания. Критическое изданиечасти этих последних предприняли Эрнст Мейер и Карл Ессен (Берл., 1867),под заглавием: "Alberti Magni de vegetabilious libri VII, historiaenaturalis pars XVIII". Его богословские сочинения состоят главнымобразом из изъяснения книг Священного Писания и из трудов догматическогосодержания. К последним принадлежит (изданное в первый раз в Нюрнберге,в 1473 г.) "Compendium theologicae veritatis", которое, как и многиедругие сочинения А., распространено в бесчисленных изданиях XV в. ипервой половины XVI в.
Значение слова АЛЬБЕРТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое АЛЬБЕРТ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012