(Cellini) Бенвенуто (3.11.1500, Флоренция, - 13.2.1571, там же), итальянский скульптор, ювелир и писатель. Учился у ювелира М. Бандинелли; испытал влияние Микеланджело . Работал во Флоренции, Пизе, Болонье, Венеции, Риме (1532-40), Париже и Фонтенбло при дворе Франциска I (1540-45). Один из известнейших мастеров маньеризма , Ч. в своих виртуозных скульптурных и ювелирных произведениях изображал изящные, преувеличенно вытянутые фигуры, часто в сложных поворотах (солонка короля Франциска I, см. илл. ; 'Нарцисс', см. илл. ; 'Распятие', мрамор, 1562, церковь Эскориала, Испания), смело решал проблемы абсолютно круглой скульптуры [особенно в статуе 'Персей' (бронза, 1545-54, Лоджия деи Ланци, Флоренция), отмеченной, однако, как и многие другие работы Ч., излишней измельчённостью и дробностью форм].
Всемирную славу Ч. как писателю принесли его мемуары 'Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини флорентийца, написанная им самим во Флоренции'. Книга, продиктованная им между 1558 и 1565 (1 изд. 1728, рус. пер. 1848), осталась незаконченной. Это - напоминающая авантюрный роман автобиография художника. Она отличается непосредственностью рассказа, игнорирующего нормы литературного стиля, правила грамматики; в ней присутствует язык улицы, ярко воссоздан характер человека Позднего итальянского Возрождения. Выступал и как теоретик искусства, создав 'Два трактата о ювелирном искусстве и скульптуре' (1568).
Соч.: Vita, а cura di G. G. Ferrero, Torino, 1959; в рус. пер.-Жизнь..., пер. М. Лозинского, вступ. статья А. К. Дживелегова, М. - Л., [1931]; то же, 2 изд., вступ. ст. Л. Пинского, М., 1958.
Лит.: Дживелегов А. К., Очерки итальянского Возрождения. Кастильоне, Аретино, Челлини, М., 1929; Виппер Б. Р., Бенвенуто Челлини, в его кн.: Статьи об искусстве, [М., 1970]; Camesasca Е., Tutta l'opera del Cellini, Mil., 1955; Calamandrei P., Scritti e inediti celliniani, Firenze, 1971.