Значение ЧААДАЕВ ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ЧААДАЕВ ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ

Петр Яковлевич [27.5(7.6).1794, Москва, - 14(26).4.1856, там же] русский мыслитель и публицист. Родился в дворянской семье(мать - дочь историка князя М. М. Щербатова ). В 1808-11 учился в Московском университете, где сблизился с Н. И. Тургеневым и И. Д. Якушкиным. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813-14. C 1816 член масонской ложи 'Соединённых друзей' (вместе с А. С. Грибоедовым, П. И. Пестелем, С. П. Волконским, М. И. Муравьевым-Апостолом); с 1816 близкий друг А. С. Пушкина. В 1819 был принят в 'Союз благоденствия', в 1821 в Северное общество декабристов, но деятельным членом тайных обществ не был и относился к ним сдержанно-скептически. В 1823-26 путешествовал за границей (в Германии, Великобритании, Франции), познакомился с Ф. В. Шеллингом и Ф. Ламенне , религиозно-философские идеи которых оказали на него глубокое воздействие. По возвращении в Россию жил в Москве; в 1829-31 создал свое главное произведение - 'Письма о философии истории' (на французском языке), за которым утвердилось название 'Философических писем'. Обнародование первого из них в журнале 'Телескоп' (1836) вызвало резкое недовольство властей ввиду выраженного в нём горького негодования по поводу отлученности России от 'всемирного воспитания человеческого рода', национального самодовольства и духовного застоя, препятствующих осознанию и исполнению предначертанной свыше исторической миссии. 'Высочайшим повелением' Ч. был объявлен сумасшедшим. Написанная Ч. в ответна обвинения в недостатке патриотизма 'Апология сумасшедшего' (1837), где Ч., говоря о России, утверждал, что 'мы призваны решить большую часть проблем социального порядка... ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество' (Соч. и письма, т. 2, М., 1914, с.227), при жизни Ч. Напечатана не была. Лишённый какой-либо возможности объясниться в печати, Ч. оставался влиятельным мыслителем, оказавшим значительное воздействие (особенно постановкой проблемы исторических судеб России) на представителей различных направлений - как на западников ,так и на славянофилов , способствовавшим духовному формированию А. И. Герцена, В. Г. Белинского, М. А. Бакунина, Ю. Ф. Самарина, К. Д. Кавелина и др.

В 'Философических письмах' Ч. объявил себя приверженцем ряда принципов католицизма, однако Герцен недаром называл его мировоззрение 'революционным католицизмом': Ч. вдохновляла несовместимая с католической ортодоксией 'сладкая вера в будущее счастье человечества', он уповал на свершение земных чаяний народа как сверхразумного целого, преодолевающего эгоизм и индивидуализм как несообразные со всеобщим назначением человека быть двигателем вселенной под руководством всевышнего разума и мировой воли. Не сочувствуя социализму, Ч. предсказывал, однако, его победу ('социализм победит не потому, что он прав, а потому, что неправы его противники'). Философско-историческая мысль Ч. явилась мощным стимулом развития и самоопределения русской философии в целом.

Соч.: Соч. и письма, под ред. М. Гершензона, т. 1-2. М., 1913-14; Неопубл. ст., в сборнике: Звенья, кн. 3-4, М. - Л., 1934: Три письма [И. С. Гагарину и Шеллингу]. там же, кн. 5, М. - Л., 1935; Неизд. 'Философические письма', в кн.: Литературное наследство, | 22-24. М.. 1935.

Лит.: Чернышевский Н. Г., Апология сумасшедшего, Полн, собр. соч., т. 7, М., 1950; Плеханов Г. В., П. Я. Чаадаев, Соч., т. 23, М. - Л., 1925; Гершензон М. О., Чаадаев. Жизнь и мышление, СПБ. 1908; Шкуринов П. С,. Мировоззрение П. Я. Чаадаева, М., 1938: Григорьян М. М., Чаадаев и его философская система, в кн.: Из истории философии, в. 2, М., 1958; Лебедев А. А., Чаадаев, М., 1965: Дружинин Н., П. Я. Чаадаев и проблема индивидуализма, 'Коммунист', 1966, | 12: Смирнова З. В., П. Я. Чаадаев и русская общественная мысль 1-й пол. 19 в., 'Вопросы философии', 1968. | 1; Winkler М., P. J. Caadaew, В., 1927; Quenet Ch., Tchaadaev et les Lettres philosophiques. P., 1931; Moskoff Е. A., The Russian philosopher Chaadaycv, his ideas and his epoch, N. Y., 1937; FalkH., Das Weitbild P. J. Tschaadajews nach seinen acht Philosophischen Briefen, Munch., 1954.

В. С. Муравьев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.