(самоназвание рома), народ (точнее этнические группы, имеющие общность происхождения и языка), живущий во многих странах Европы, Передней и Южной Азии, а также в Северной Африке, Северной и Южной Америке и Австралии. Англичане называют Ц. - Gypsies (египтяне), испанцы - Gitanos, французы - Bohemiens (богемцы), или Tsiganes, немцы - Zigeuner, итальянцы - Zingaros, голландцы - Heidens (язычники), венгры - Cigany. или Pharao nerek (фараоново племя). финны - mustalaiset (чёрные), турки - (Çingerie, (Çingane и др. Численность Ц. по разным оценкам определяется от 2,5 до 8 млн. и даже 10-12 млн. чел. В СССР Ц. 175,3 тыс. чел. (1970, перепись). В годы 2-й мировой войны 1939-45 около 20 тыс. Ц. в Центральной и Восточной Европе были варварски истреблены гитлеровцами. Ц. говорят на цыганском языке , распадающемся на ряд диалектов, обычно владеют также языками народов, среди которых живут оседло или кочуют.
В современной науке окончательно утвердилась точка зрения, согласно которой предки Ц. - выходцы из Индии. Первыми её высказали немецкие учёные Й. Рюдигер и Г. Грельман (конец 18 в.), А. Ф. Потт (19 в.) и словенский учёный Ф. Миклошич (19 в.).
Цыганская народность сложилась лишь после того, как предки Ц. покинули Индию в конце 1-го тыс. н. э. Возможно, что причиной их исхода из Индии послужили нашествия мусульман. Первоначально осев в Передней Азии, Ц. надолго задержались на восточной окраине Византийской империи. В 13-15 вв. Ц. распространились сперва по Юго-Восточной и Восточной, а затем по Центральной и Западной Европе, в дальнейшем - по Северной Африке и по Северной и Южной Америке и Австралии (19 в.). В Западной Европе в начале 15 в. Ц. были встречены доброжелательно. Позднее отношение к ним изменилось, их стали преследовать как бродяг, промышляющих гаданием и попрошайничеством, объявляли вне закона, выселяли за пределы государства или убивали. Лишь в конце 18 в. в отдельных странах Европы к ним стали относиться терпимее. Возникло деление Ц. на оседлых, полуоседлых и кочевых. Кочующий табор Ц. - это группа, продвигающаяся по определённой, традиционно установленной территории и возглавляемая выборным вождём - вайдой. Он является официальным представителем табора перед административными организациями той страны, где кочует группа Ц., он же вершит суд по внутренним конфликтам. Положение женщины в таборе приниженное. Она подчиняется отцу, потом мужу, на ней лежат заботы о полном обеспечении семьи пропитанием. Оседлые и полуоседлые Ц. исполняют церковные обряды тех народов, среди которых они живут, и легко меняют своё вероисповедание при переселении. Кочевые Ц. придерживаются традиционных суеверий и обрядов. Значительная часть Ц. сохранила свои исконные занятия (обработка металла, дерева, плетение корзин, коневодство, гадание) и искусства (музыка, пение, танец, акробатика, дрессировка животных).
В Россию Ц. попали двумя путями: южные - через балканские страны (15-16 вв.), северные - через Германию и Польшу (16-17 вв.). До Октябрьской революции 1917 Ц.-мужчины, жившие в городах, занимались преимущественно барышничеством (мена и продажа лошадей), женщины - гаданием; кочующие Ц. - главным образом попрошайничеством и гаданием, частично кузнечным делом и лужением. Ц., обосновавшиеся в Петербурге и в Москве (с 30-х гг. 19 в.), жили оседло, большая часть их входила в состав хоровых ансамблей.
После Октябрьской революции 1917 был издан ряд постановлений ЦИК и СНК СССР, в том числе от 1 октября 1926 'О мерах содействия переходу кочующих цыган к трудовому и оседлому образу жизни' и др. В 1931 в Москве был открыт цыганский театр 'Ромэн'. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 Ц. сражались в рядах Советской Армии и партизанских отрядах.
5 октября 1956 был издан указ Президиума Верховного Совета СССР 'О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством'. Часть Ц. перешла к оседлому и трудовому образу жизни. В СССР Ц. наравне с др. народами имеют право на получение среднего и высшего образования, могут выбрать любую профессию. Однако не все пользуются этими правами.
С 60-х гг. 20 в. во многих странах, где живут Ц., принимается ряд мер по улучшению их правового положения. Возникли организации, занимающиеся вопросами повышения социально-экономического и культурного уровня Ц., например во Франции - 'Международный комитет цыган' (Comite international Rom, с 1971); в Великобритании - 'Институт современных исследований и документации о цыганах' (Institute of Contemporary Romani Research and Documentation); в Америке - ' Международный цыганский комитет в Америке' (Komitia Lumiaki Romani and'e Amerika); в Индии - 'Индийский институт цыганологии' (The Indian Institute of Romani Studies, 1973) и др. 8-12 апреля 1971 в Лондоне состоялся Международный конгресс цыган; 25-27 марта 1976 в Чандигахре (в Индии) - Международный цыганский фестиваль.
Лит.: Герман А. В., Библиография о цыганах. Указатель книг и статей с 1780 по1930, гг., М., 1930; Pott А. Г., Die Zigeuner in Europa und Asien, Bd 1-2, Lpz., 1964; Mikiosich F., Uber die Mundarten und die Wanderungen der Zigeuner Europas, W., 1872-80; A catalogue of the Gypsy books collected by R. A. Scott Macfie, Liverpool, 1936; Voux de Foletier F. de, Mille ans d'histoire des Tsiganes, [P., 1970]; Black G. F., A Gypsy bibliography. Ann Arbor (Michigan), 1971; Catalogue of the Romany collection formed by Me Grigor Phillips D. U., Edinburgh, 1962.
'Journal of the Gypsy lore Society', old series, 1888-92, v. 1-3, new series, 1907-1916, v. 1-9, third series, Edinburgh, 1922-, v. 1-; 'Etudes Tsigines', P., 1955-; 'Roma', Chandigarh, 1974-, v. 1-.
Т. В. Вентцель.