Николай Николаевич [2(14).2.1878, Петрозаводск, - 16.2.1932, Ленинград], русский советский актёр. Участвовал в представлениях любительских трупп. В 1898, по окончании Драматических курсов Петербургского театрального училища (ученик В. Н. Давыдова), принят в Александрийский театр. Хорошие сценические данные, обаяние, искренность и теплота игры сразу привлекли внимание к молодому актёру. Лирический талант Х. раскрылся в ролях Бородкина, Карандышева ('Не в свои сани не садись', 'Бесприданница' Островского). Большое влияние на Х. оказала его дружба с В. Ф. Комиссаржевской, творчество которой было проникнуто демократическими идеями, отличалось высокой гражданственностью. Ноты протеста, недовольства действительностью, появившиеся в искусстве Х., наиболее отчётливо прозвучали в ролях Пети Трофимова ('Вишнёвый сад' Чехова), Беляева ('Месяц в деревне' Тургенева). Одна из его лучших ролей - Жадов ('Доходное место' Островского). Однако человечность, душевная открытость, чистота и благородство его героев сочетались с чертами неврастенического надрыва, а протест носил пассивный, безысходный характер. Большим успехом пользовался в ролях Раскольникова и князя Мышкина ('Преступление и наказание' и 'Идиот' по Достоевскому), Протасова ('Живой труп' Л. Толстого), царя Федора ('Царь Федор Иоаннович' А. К. Толстого). Гражданской устремлённостью была отмечена концертная деятельность Х. С пианистом Е. Б. Вильбушевичем создал новый вид мелодекламации; среди лучших работ Х. на эстраде: 'Буревестник' Горького, 'Каменщик' Брюсова. Был постоянным организатором различных благотворительных концертов и вечеров в пользу рабочих и студенческих организаций. После Октябрьской революции 1917 продолжал работу в бывшем Александрийском театре. Среди ролей - Василий ('Виринея' Сейфуллиной и Правдухина) и др. Оставил сцену в 1929.
Соч.: Близкое - далёкое, М. - Л., 1962.
Лит.: Малютин Я. О., Актёры моего поколения, Л. - М., 1959; Тиме Е., Дороги искусства, М. - Л., 1962.