(Fredro) Александр (20.6.1793, Сурохув в Галиции, - 15.7.1876, Львов), польский драматург. Родился в семье помещика. Получил домашнее образование. Печатался с 1816 (стихи и поэмы). С 1817 ставятся комедии Ф.; известность ему принесла сатирическая пьеса 'Пан Гельдхаб' (1818, пост. 1821). Опираясь на традиции Просвещения и на живую театральную практику, внёс в жанр комедии новое социально-бытовое содержание, приблизил сценический язык к разговорному. Наряду с пьесами, поднимающими острозлободневные проблемы ('Иноземщина', 1822, пост. 1824), рисующими общественные нравы ('Муж и жена', пост. 1822, опубликовано 1823), пишет комедии фарсово-гротескного характера ('Новый Дон-Кихот, или Сто безумств', 1822, пост. 1824; 'Дамы и гусары', 1825, опубликовано 1826), а также ряд одноактных пьес. Высоким реалистическим мастерством и психологизмом отличается драматургия 30-х гг.: 'Девичьи обеты, или Магнетизм сердца' (1827-32, опубликовано 1834), 'Пожизненная рента' (1835, опубликовано 1845), 'Пан Йовяльский' (1832, опубликовано 1835), 'Тётушка' (1834, опубликовано 1858), 'Месть' (пост. 1834, опубликовано 1845). Комедии Ф. имели большой успех у зрителя, но, не отвечая постулатам, выдвинутым некоторыми деятелями польского освободительного движения и литературой романтизма, стали предметом неоправданно резких и односторонних оценок демократической критики 30-40-х гг. (ст. С. Гощиньского и др.). Ф. оставил литературные занятия и возобновил их лишь в 1854, однако новые произведения не печатал и не отдавал театрам. Написал воспоминания 'С пятого на десятое' (до 1848, опубликовано 1880). Комедии Ф. сыграли значительную роль в развитии польского реалистического театра. Пьесы Ф. ставятся во многих театрах мира.
Соч.: Pisma wszystkie, t. 1-13, Warsz., 1955-69; в рус. пер. - Комедии. [Вступ. ст. К. Н. Державина], М., 1956.
Лит.: Стахеев Б. Ф., А. Фредро, в кн.: История польской литературы, т. 1, М., 1968; Pigon S., Spuscizna literacka A. Fredry, Warsz., 1954; его же, W pracowni A. Fredry, Warsz., 1956; Wyка K., A. Fredro, Warsz., 1968.
Б. Ф. Стахеев.