Значение ФОРМАЛИЗМ (СОЦИАЛЬН.) в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ФОРМАЛИЗМ (СОЦИАЛЬН.)

(франц. formalisme, от лат. formalis v относящий к форме), предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности (см. Содержание и форма ) . В области человеческих отношений Ф. проявляется в безукоснительном следовании правилам этикета, обряда, ритуала, даже в тех случаях, когда жизненная ситуация делает это бессмысленным, нелепым, комичным или драматичным; интересам соблюдения формальных правил здесь приносятся в жертву интересы содержания человеческого общения. В сфере социального управления Ф. проявляется в бюрократизме, в преклонении перед буквой закона при полном пренебрежении к его смыслу и духу (см. Бюрократия ).

В истории искусства Ф. проявлялся в отрыве художественной формы от содержания, признании её единственно ценным элементом искусства и, соответственно, в сведении художественного освоения мира к отвлечённому формотворчеству. Ф. возникал тогда, когда общественные условия порождали у какой-либо социальной группы психологическую установку на противопоставление искусства жизни, практической деятельности, реальным интересам людей. Формалистические тенденции обнаруживаются, например, в академизме 19 в., однако с наибольшей последовательностью Ф. раскрылся в буржуазном искусстве 20 в., в таких его течениях, как кубизм , кубофутуризм, дадаизм , леттризм, абстрактное искусство , 'поп-арт' и 'оп-арт' , 'антитеатр' и 'театр абсурда', оказываясь одним из проявлений кризиса буржуазного сознания (см. также Модернизм ) . Именно в это время предпринимаются многочисленные попытки теоретического обоснования Ф. [неокантианская эстетика, концепции К. Фидлера (Германия), Э. Ганслика (Австрия), Р. Фрая, Г. Рида (Великобритания)], в которых искусство трактуется как 'игра формы', как способ созидания 'чистых' эстетических ценностей, освобожденных от связи с нравственным, политическим, жизненно практическим содержанием. Ф. сказался и на методологии науки об искусстве (см. 'Формальный метод' в литературоведении).

Высоко оценивая значение формы в искусстве, марксистско-ленинская эстетика и литературно-художественная критика всегда вели борьбу со всевозможными проявлениями Ф. v с эстетизмом, с теорией и практикой 'чистого искусства', 'искусства для искусства' , показывая, что пренебрежение содержанием, формалистические установки не только подрывают социальную активность искусства, его способность участвовать в общественной борьбе, в воспитании людей, но и разрушительно сказываются на самой его художественной ценности.

Лит.: В. И. Ленин о литературе и искусстве, 3 изд., М., 1967; Плеханов Г. В., Искусство и литература, М., 1948; Модернизм. Сб. ст., М., 1973; Каган М. С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, 2 изд., Л., 1971; Медведев П. Н., Формализм в западноевропейском искусствоведении, в его кн.: В лаборатории писателя, Л., 1971; Ohff Н., Anti-Kunst, Dusseldorf, 1973.

М. С. Каган.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.