(Naumann) — германский политический деятель. Род. в 1860 г. До 1894 г. был евангелическим пастором; деятельно участвовал в евангелическо-социальных конгрессах, на которых господствовало консервативно-социальное направление с антисемитическим оттенком, но представлял там, вместе с Гере (см.), крайнюю левую. Безусловный монархист и сторонник национального и военного могущества Германии, он в тоже время демократ, сторонник социальн. реформ на пользу трудящихся классов и социалист по своим конечным идеалам, к которым, однако, по его мнению следует стремиться не путем революции, а посредством частичных преобразований, проводимых при помощи существующих государственных учреждений. Социализм его коренится скорее в Родбертусе, чем в Марксе. Ему вполне чужды интернационализм, республиканизм и революционизм социал-демократии, которую он, однако, всегда готов поддерживать по всем практическим вопросам. Оставив пасторство, он занимается главным образом литературным трудом. В 1895 г. он вместе с Гере, Герлахом и проф. Зомом основал национал-социальную партию (см. ниже), которая начала энергичную агитацию. Для пропаганды ее идей Н. тогда же основал в Берлине еженедельный журнал "Hilfe", существующий поныне, и газету "Zeit", скоро прекратившуюся, но затем возобновившуюся в виде еженедельного журнала. Дважды потерпев неудачу на выборах в рейхстаг, в 1898 и 1903 гг. (см. Национал-социальная партия), Н. пришел к заключению, что нац.-социальная идея не имеет силы, образующей партию, почему предложил партии слиться со свободомыслящим союзом. Журнал "Zeit" слился с журналом этого союза "Nation", в котором Н. с тех пор сотрудничает; но "Hilfe" издается им по-прежнему. Из книг Н. наиболее замечательны: "Demokratie und Kaisertum" (Б., 1900; изложение принципов социальной монархии, пропитанное преклонением перед Вильгельмом), "Arbeiterkatechismus" (1889) и "Nationalsozialer Katechismus" (Б., 1897, много изданий); "Was thun wir gegen die glaubenslose Sozialdemokratie?" (Лпц., 1889); "Das soziale Programm der evangelischen Kirche" (Лпц., 1890); "Was heisst christlich-sozial?" (два вып., Лпц., 1894—96); "Soziale Briefe an reiche Leute" (Геттинг., 1894); "Jesus als Volksmann" (1-й вып. изд. им "Gr?ttinger Arbeiterbibliothek", Лпц., 1894); "Grotteshilfe. Gesammelte Andachten" (7 томов, Геттинг., 1896—1902); "Asia" (Б., 1899; путешествие по Малой Азии и Сирии); "Neudeutsche Wirtschaftspolitik" (Б., 1902); "Staat und Familie" (Б., 1899); "Weltpolitik und Sozialreform" (Б., 1899); "Flotte und Reaction" (Б., 1899); "Deutschland und Oesterreich" (Б., 1900); "Nationaler und internationaler Sozialismus" (Б., 1901); "Die Politik Kaiser Wilhelms II" (Б., 1903); "Briefe ?ber Religion" (Б., 1900); "Liberalismus, Zentrum und Sozialdemokratie" (Берл., 1903). Н. — замечательный стилист и один из лучших ораторов Германии, соперничающий в этом отношении с Бебелем. См. H. Meyer-Benfey, "Naumann-Buch. Eine Auswahl klassischer St?cke aus Dr. F. N.'s Schriften" (Геттинген, 1903); его же, "Fr. N. Seine Entwickelung und seine Bedeutung" (Геттинген, 1904); Гр. Гроссман, "Пастор Науман и его политическая карьера" ("Образование", 1904, № 5).В. В—в.
Значение НАУМАН ФРИДРИХ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое НАУМАН ФРИДРИХ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012