Значение ФОЛКНЕР УИЛЬЯМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ФОЛКНЕР УИЛЬЯМ

(Faulkner) Уильям (25.9.1897, Нью-Олбани, штат Миссисипи, v 6.7.1962, Оксфорд, штат Миссисипи), американский писатель. Выходец из аристократической семьи плантаторов-землевладельцев Юга. Во время 1-й мировой войны 1914v18 служил в канадской авиации, но в военных действиях не участвовал. После войны в течение года посещал университет штата Миссисипи. Прервав учёбу, работал маляром, клерком, почтальоном. Дебютировал книгой стихов 'Мраморный фавн' (1924), написанной под влиянием франц. символизма. К 1925 относится знакомство Ф. с Ш. Андерсоном . Первый роман Ф. 'Солдатская награда' (1926, рус. пер. 1966) написан в духе прозы 'потерянного поколения' , роман 'Москиты' (1927) свидетельствует о влиянии О. Хаксли .

Роман Ф. 'Сарторис' (1929, рус; пер. 1973) открывает цикл произведений о Йокнапатофе v вымышленном юж. округе. Роман 'Шум и ярость' (1929, рус. пер. 1973) углубляет и развивает заявленную в 'Сарторисе' тему обречённости патриархальной традиции фермерского Юга, распада и дегуманизации его общественных отношений. Деградацию Юга Ф. связывает с допущенной в прошлом роковой ошибкой v признанием законности рабства. Вместе с уходящей 'южной цивилизацией' гибнут и порожденные ею люди v герои Ф. это и представители старого плантаторского рода, и бедняки-фермеры из романа 'На смертном одре' (1930). Если до выхода в свет 'Святилища' (1931) Ф. оставался 'писателем для критиков', то история преступлений гангстера-садиста, лишь по чистой случайности уличенного законом, принесла ему коммерческий успех и приглашение в Голливуд в качестве сценариста-консультанта. Ещё глубже погружает в 'космос' Юга роман 'Свет в августе' (1932, рус. пер. 1974), где вскрыта обречённость принципов расизма и пуританства, жестокое и непоправимое влияние их на судьбы людей. В центре одного из лучших романов Ф. 'Авессалом, Авессалом!' (1936) судьба полковника-южанина Сатнена, чьи энергия и одержимость всё же бессильны повернуть вспять неизбежный ход событий: любое его начинание гибнет, каждая идея обречена уже в зародыше. Зарождению хищнических капиталистических отношений и распаду былых патриархальных посвящена 'южная эпопея' Ф. v трилогия 'Деревушка' (1940, рус. пер. 1964), 'Город' (1957, рус. пер. 1965), 'Особняк' (1959, рус. пер. 1961), повествующая о представителях 'нового рода' Сноупсов, жестоких, хладнокровных дельцах; такие, по мысли писателя, лишь и способны выжить в изменившемся 'духовном климате' Юга. Из последних произведений Ф. известны 'Реквием по монахине' (1951, рус. пер. инсценировки А. Камю 1970); своеобразный детективный роман 'Осквернитель праха' (1948, рус. пер. 1968) и 'Притча' (1954). На протяжении всего творческого пути любимым жанром Ф. оставался рассказ: сборники 'Эти тринадцать' (1931), 'Сойди, Моисей' (1942) и др.

Хотя в ранних произведениях Ф. заметен интерес к 'экспериментальным школам' европейского романа, в частности к роману 'потока сознания' , основными тенденциями своего творчества он, несомненно, принадлежит к литературе критического реализма. Творческий метод Ф. характеризуется глубоким историзмом, тяготением к символике, ведению повествования в нескольких временных пластах, использованием высокой риторики. Будучи глубоко национальным писателем, кровно связанным с судьбой амер. Юга, с его прошлым и настоящим, с его мифологией, культурой, языком и бытом, Ф. одновременно классик мировой литературы 20 в. Его творчество освещено верой в неистощимость человеческого духа, в безграничную способность человека к состраданию, жертвенности и жизнестойкости. Нобелевская премия (1949).

Соч.: Agreen bough, N. Y., 1933; The wild palms, N, Y., [1939]; Collected stories, N. Y., 1950; Big woods, N. Y., 1955; Knight's gambit, N. Y.; 1956; The reivers, N. Y., 1962; The unvanquished, Harmondsworth, 1965; Essays, speeches and public letters, L., 1967; Flags in the dust, N. Y., 1973; в рус. пер. v Семь рассказов, М., 1958; [Избранное], М., 1973: Собрание рассказов. [Изд. подготовил А. М. Зверев], М., 1977.

Лит.: Мендельсон М., У. Фолкнер, в его кн.: Современный американский роман, М., 1964; Засурский Я. Н., Поток сознания. 'Шум и ярость' Уильяма Фолкнера, в его кн.: Американская литература XX в., М., 1966; Каули М., У. Фолкнер. Свежий взгляд на Фолкнера, в его кн.: Дом со многими окнами, М., 1973; Падиевский П. В., Путь У. Фолкнера к реализму. Америка Фолкнера. Фолкнер и Камю, в его кн.: Пути реализма, М., 1974; Brooks С., W. Faulkner. The Yoknapatawpha country, New Haven v L.. 1963; Adams R., Faulkner: myth and motion, Princeton (N. J.), 1968; Reed J. W., Faulkner's narrative, New Haven v L., 1973; William Faulkner. Four decades of criticism, East Lansing, 1973; William Faulkner. A collection of criticism, N. Y., 1973; Biother J., Faulkner. A biography, v. 1v2, N. Y., 1974.

В. И. Бернацкая.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.