Значение слова НЕОПЛАТОНИЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое НЕОПЛАТОНИЗМ

идеалистическое направление античной философии 3-6 вв., ставившее своей целью систематизацию разноречивых элементов философии Платона в соединении с рядом идей Аристотеля. Основное содержание Н. сводится к разработке диалектики платоновской триады - 'единое', 'ум' (нус), 'душа'. Первая онтологическая субстанция (ипостась) этой триады для заполнения разрыва между непознаваемым 'единым' и познаваемым 'умом' дополнялась возникшим из переработки старого пифагореизма учением о числах, которые трактовались как первое докачественное расчленение 'единого'. Вторая - 'ум', представленная у Платона лишь в виде отдельных намёков, разрабатывалась неоплатониками на основе учения Аристотеля о чистом космическом 'уме' - перводвигателе и о его самосозерцании, в силу которого он выступал одновременно и субъектом, и объектом ('мышлением мышления') и содержал в себе свою собственную 'умственную' материю. Учение о 'душе' на основе платоновского 'Тимея' и тоже под влиянием, как Аристотеля, так и древнего пифагореизма доводилось в Н. до учения о космических сферах. Последнее излагалось с большими подробностями и давало картину действия 'мировой души' во всём космосе. Т. о., Н. как идеалистическая философская система сводится к учению об иерархическом строении бытия и к конструированию его ступеней, последовательно возникающих путём постепенного ослабления первой и высшей ступени в следующем нисходящем порядке: 'единое', 'ум', 'душа', 'космос', 'материя'. Для учения о внутрикосмических телах Н. привлек теории Аристотеля о субстанции и качестве, об эйдосах (формах вещей) и энтелехиях (действенно развивающихся принципах вещей), а также о потенции и энергии. На Н. оказал влияние стоицизм с его учением о тождестве мирового первоначала (огня) с внутренним Я человека, однако Н. мог родиться только из решительного преодоления вульгарно-материалистических черт стоицизма, натуралистически-пантеистических тенденций стоической интерпретации наследия Платона.

Неоплатоники много внимания уделяли логическим дедукциям, определениям и классификациям, математическим, астрономическим, натурфилософским и физическим построениям, а также филологическим, историческим и комментаторским изысканиям. Эта особенность всё больше развивалась по мере эволюции Н., достигнув схоластической систематики всего тогдашнего философского и научного знания. В целом Н. явился последней и весьма интенсивной попыткой сконцентрировать всё достояние античной философии для борьбы с христианским монотеизмом.

Основателем Н. в 3 в. явился Плотин (ученик Аммония Саккаса), учение которого было продолжено его учениками Амелием и Порфирием . Эта римская школа Н. отличалась спекулятивно-теоретическим характером и занималась по преимуществу конструированием основной платоновской триады. Сирийская школа Н. (4 в.), основанная Ямвлихом , во-первых, в систематической форме осмысляла античную мифологию, а, во-вторых, большее внимание стала обращать на религиозно-магическую практику, изъясняя сущность и методы пророчества, чудотворения, ведовства, оракулов, мистерий, астрологии и экстатического восхождения в сверхчувственный мир. К этой школе относились также Феодор Азинский, Сопатр, Дексипп. К пергамской школе Н. (4 в.), основанной Эдесием Каппадокийским, принадлежали император Юлиан и Саллюстий. В дальнейшем Н. всё более занимается комментированием Платона и Аристотеля. Афинская школа Н. (5-6 вв.) была основана Плутархом Афинским, продолжена Сирианом Александрийским и завершена Проклом . Крупными представителями этой школы были также Марин, Исидор, Дамаский и Симпликий. Александрийская школа Н. (4-5 вв.) больше других оказалась погруженной в комментаторство Платона и Аристотеля. К ней относятся: Гипатия, Синезий Киренский, Гиерокл и др. Одновременно с греческими неоплатониками выступали и латинские неоплатоники (4-6 вв.): христианин Марий Викторин, противник христианства Макробий и др. В 529 император Юстиниан запретил изучение языческой философии и распустил Академию платоновскую в Афинах, бывшую последним оплотом языческого Н.

Идеи Н. не погибли вместе с крушением античного общества. Уже в конце античности Н. вступает в сложное взаимодействие с христианским, а затем с мусульманским и иудейским монотеизмом. Н. оказал значительное воздействие на развитие арабской философии (аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Сина).

Христианский Н. в наиболее яркой форме проявился в Ареопагитиках , находящихся в очевидной зависимости от философии Прокла. В византийской философии идеи Н. получили большое распространение уже в период ранней патристики (4 в.) благодаря деятельности представителей т. н. каппадокийской школы - Василия Великого , Григория Назианзина и Григория Нисского , ставших на путь христианизации Н. Видную роль в распространении идей Н. сыграл Максим Исповедник . В 11 в. идеи Н. в более светской и рационалистической форме проводил Михаил Пселл .

Под глубоким влиянием идей Н. находился Августин . Некоторые черты Н. можно наблюдать и у таких ортодоксальных философов католической церкви, как, например, Ансельм Кентерберийский. Пантеистический характер неоплатоническая традиция приобретает у философов шартрской школы. От ортодоксально-католической линии резко отличается философская система Иоанна Скота Эриугены , который переводил Ареопагитики на латинский язык и широко использовал идеи Н., впадая в прямой пантеизм. В этой связи необходимо подчеркнуть, что основным теоретическим источником пантеизма, как и неортодоксальной мистики, в западной философии средневековья, был именно Н. (например, уже у Аморп Шартрского и Давида Динанского).

К концу средневековья сильное влияние Н. сказалось в немецкой мистике 14-15 вв. (Мейстер Экхарт ,И . Таулер, Г. Сузо, Ян Рёйсбрук и анонимный трактат 'Немецкое богословие'). Пантеистические и рационалистические тенденции Н. выявились у таких представителей философии Возрождения, как Николай Кузанский , Г. Плифон и М. Фичино . Большой шаг в сторону секуляризации Н. был сделан в итальянско-немецкой натурфилософии эпохи Возрождения (Парацельс, Дж. Кардано, Б. Телезио, Ф. Патрици, Т. Кампанелла и Дж. Бруно). О влиятельности Н. в 17 - начале 18 вв. свидетельствует школа кембриджских платоников (Р. Кедворт и др.). Немецкий идеализм конца 18 - начала 19 вв. опирался на идеи Н., особенно в лице Ф. В. Шеллинга, а также и Г. Гегеля, который был первым историком философии, адекватно изложившим Н. в своей 'Истории философии' (см. Соч., т. 11, М. - Л., 1935, с. 35-76). Воздействие Н. на идеализм 19-20 вв. можно проследить прежде всего у таких русских философов, как В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк, П. А. Флоренский. Неоплатонические элементы и тенденции прослеживаются и в ряде различных направлений современной буржуазной философии.

Лит.: Бриллиантов А., Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены, СПБ, 1898; Епифанович С. Л., Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие, К., 1915; Блонский П. П., Философия Плотина, М., 1918; История философии, т. 1, М., 1940; Лосев А. Ф., Философская проза неоплатонизма, в кн.: История греческой литературы, т. 3, М., 1960, с. 379-98; Duhcm P., La physique neoplatonicienne au moyen-âge, Louvain, 1910; Baeumker Cl., Der Platonismus im Mittelalter, Munch., 1916; Cassirer E,., Individuum und Kosmos in der Philosophie der Renaissance, Lpz. - B., 1927; Henry P., Plotin et l'occident, P., 1934; Whittaker Th., The Neo-Platonists, 2 ed., with a supplem. on the commentaries of Proclus, Camb., 1938; KIibansky R., The continuity of the Platonic tradition during the middle ages, L., 1939; Hoffman E., Platonismus und christliche Philosophic, Z.- Stuttg., 1960; Merlan Ph., From platonism to neoplatonism, 2 ed., The Hague, 1960; Theiler W., Forschungen zum Neu-platonismus, B., 1966; Platonismus in der Philosophic des Mittelalters, Darmstadt, 1969; Le neoplatonisme, P., 1971. см. также лит. при ст. Платонизм .

А. Ф. Лосев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.