(греч. physiognomike или physiognomonike v наука о распознании природных задатков по физическим свойствам, от physis v природа, природные задатки и gnomonikos v сведущий, проницательный), в науке древности и некоторых позднейших эпох учение о необходимой связи между внешним обликом человека (и любого животного) и его характером . Ф. уходит корнями в традицию житейского опыта, с незапамятных времён откладывавшуюся в фольклоре, в преданиях разного рода знахарей, гадателей и т.п. Физиогномические наблюдения фиксировались в культурах Древнего Востока, получили в античную эпоху систематизированный вид, аналогичный структуре др. научных дисциплин того времени. Предметом классифицирующего описания становились пропорции лица и тела, характерные мины, жесты и позы, телесная конструкция и осанка. С Ф. были связаны античные теории о зависимости телесного и психического склада индивида и народа от климатических условий (Гиппократ), а также учение о темпераментах ; к ней близки разработанная учениками Аристотеля типология 'нравственных характеров' (Теофраст), а также практика типизации в античной литературе (система масок-амплуа в новой аттической комедии , техника 'словесного портрета' в античной риторике, историографии и биографии, и т.п.). Предпосылкой Ф. было характерное для античности представление, согласно которому каждый человек жестко детерминирован в самопроявлениях своим прирожденным 'нравом'; по изречению Гераклита, нрав человека есть его 'демон', т. е. его судьба (ср. аналогичные высказывания Эпихарма, Демокрита, Платона). Принадлежность человека к некоторому нравственному типу мыслилась данной столь же наглядно и выразительно и вместе с тем столь же овеществлённо и биологично, как и его физические приметы. Античная традиция Ф. оказала влияние на культуру Византии и зап.-европейского средневековья, в особенности же на араб. науки и евр. мистику ( каббала ) . К ней. возвращались некоторые зап.-европейские учёные 16v18 вв., например Дж. делла Порта ('De humana Physiognomonia', 1586). Однако утверждение новых критериев научности в 17v18 вв. отбросило Ф. в область житейской эмпирии и художеств, интуиции. Попытка И. К. Лафатера ('Физиогномические фрагменты', 1775v78) вернуть Ф. статус науки оказалась несостоятельной; не получили признания и аналогичные тенденции некоторых эпигонов нем. романтизма (Р. Каснер ; сюда же относятся графология и 'характерология' Л. Клагеса ) .
Лит.: Scriptores physiognomonici graeci et latini, rec. R. Foerster, v. 1v2, Lpz., 1893; Evans E. G., Physiognomies in the ancient world, Phil., 1969.
С. С. Аверинцев.