Значение слова ФИЗИОКРАТЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ФИЗИОКРАТЫ

(франц. physiocrates, от греч. physis v природа и kratos v сила, власть, господство), представители одного из направлений классической буржуазной политической экономии , возникшего во Франции в середине 18 в. и явившегося реакцией на меркантилизм . Основатель направления v Ф. Кенэ , видные представители v А. Р. Тюрго , В. Мирабо , Г. Летрон, П. Мерсье де ла Ривьер , П. Дюпон де Немур Теории Ф. разрабатывались также в Италии, Великобритании, Германии, Швеции и других странах.

Направление Ф. сложилось в обстановке нарастающего кризиса феодальной системы, экономического упадка предреволюционной Франции. Подвергнув критике меркантилизм, Ф. считали, что внимание правительства должно быть обращено не на развитие торговли и накопление денег, а на создание изобилия 'произведений земли', в чём, по их мнению, заключается подлинное благоденствие нации. Ф. перенесли исследование о происхождении прибавочной стоимости из сферы обращения в сферу производства и этим заложили основу для анализа капиталистического производства. Однако они ограничивали производство сферой земледелия. Ф. подобно У. Петти придерживались в политической экономии метода естественных наук. Признавая объективную реальность внешнего мира, Ф. представляли общество как естественное 'физическое' явление, развитие которого происходит в соответствии с законами 'естественного порядка'. Ф. не поднялись до материализма и атеизма своих современников v французских просветителей 18 в. Законы 'естественного порядка', установленные, по их мнению, богом, проявляются через 'положительные законы', создаваемые верховной государственной властью.

Признавая объективность экономических категорий, Ф. неисторически подходили к капиталистическому строю, считали его естественным и вечным. Полагая, что прибавочная стоимость создаётся только в земледелии, единственной её формой признавали земельную ренту . Излишек произведённых потребительных стоимостей над использованными в процессе производства потребительными стоимостями Ф. называли 'чистым продуктом' (доходом). Исходя из ошибочной натуралистической трактовки 'чистого продукта', представлявшего собой по существу прибавочную стоимость, Ф. допускали двойственность в его анализе, то трактуя 'чистый продукт' в феодальном. духе v выводя его из природы и отношения к земле, то толковали его как действительно экономическую категорию, высвобожденную из феодальной оболочки. Этим были обусловлены противоречия в системе Ф.: феодальный облик системы сочетался с её буржуазной сущностью.

Основываясь на правильном положении, что производителен только труд, создающий прибавочную стоимость, однако, считали единственно производительным земледельческий труд. Современное им общество они делили на три класса: производительный класс, представители которого создают 'чистый продукт' (включает только работников земледелия); класс собственников v получателей земельной ренты (включает землевладельцев, государя и получателей десятины); 'бесплодный' класс, в который входят граждане, занятые др. услугами и видами труда, кроме земледелия. Теория классов Ф. игнорирует пролетариат как самостоятельный действительно производительный класс.

Существенной заслугой Ф. было то, что они в пределах буржуазного кругозора дали анализ капитала . Ф. проанализировали вещественные составные части капитала, различая 'ежегодные авансы', годичные затраты и 'первичные авансы', представляющие собой фонд организации земледельческого хозяйства и затрачивавшиеся сразу на много лет вперёд. Такое деление капитала, правильно обусловленное способами, какими 'авансы' входили в стоимость годового продукта, соответствует делению на основной и оборотный капитал, хотя обобщающие понятия последних отсутствуют у Ф. Деление на авансы Ф. допускали только для производительного капитала , которым считали лишь капитал, вложенный в земледелие. Капитал, вложенный в промышленность, Ф. ошибочно считали 'бесплодным', не создающим 'чистый продукт'. Деньги Ф. не причисляли ни к одному из видов авансов. Для них не существовало понятие денежного капитала. Ф. утверждали, что деньги сами по себе 'бесплодны', и признавали лишь одну функцию денег v как средства обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из обращения и лишает их единственной полезной функции v служить обмену товаров. Главная заслуга Ф., в частности Кенэ, заключается в том, что они впервые предприняли попытку провести анализ общественного воспроизводства (см. подробнее в ст. 'Экономическая таблица' Кенэ ) .

Несмотря на классовую и историческую ограниченность своих взглядов, Ф. сделали важные выводы об особенностях капиталистического способа производства. Критикой современных им порядков Ф. доказывали экономическую несостоятельность изжившей себя феодальной системы хозяйства и тем самым объективно участвовали вместе с передовыми мыслителями той эпохи в идеологической подготовке буржуазной революции во Франции, осуществившей большую часть их программы.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 2, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч. 2 изд., т. 24: его же, Теории прибавочной стоимости (IV том 'Капитала'), ч. 1, там же, т. 26, ч. 1; Кенэ Ф., Избр. экономические произведения, [пер. с франц.], М., 1960; Тюрго А, Р., Избр. экономические произведения, [пер. с франц.], М., 1961; Аникин А. В., Юность науки, [2 изд.], М., 1975.

Т. Г. Семенкова.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.