Значение ФАЯНС (ИЗДЕЛИЯ КЕРАМИКИ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое ФАЯНС (ИЗДЕЛИЯ КЕРАМИКИ)

(франц. faience, от названия итал. города Фаэнца, одного из центров керамического производства), плотные мелкопористые (обычно белые) изделия тонкой керамики.

Производство фаянса. Для изготовления Ф. применяется то же сырьё, что и для производства фарфора , меняются лишь рецептура сырья и технология обжига изделий. Ф. отличается от фарфора большими пористостью и водопоглощением (до 9v12%), поэтому все фаянсовые изделия покрываются тонким сплошным слоем водонепроницаемой глазури . По составу и свойствам различают Ф. глинозёмный, известковый, шамотный и полевошпатовый. Наибольшее распространение в технике и в быту получил полевошпатовый Ф., который приготовляется из однородной смеси: 60v65% пластичных материалов (каолина и глины), 30v36% кварца, 3v5% полевого шпата. Предварительный (бисквитный) обжиг (при 1250v1280 |С) проводится для получения прочного Ф., а последующий (т. н. глазурный) v для расплавления глазури, нанесённой на поверхность изделия после первого обжига (1050v1150 |С). Обжиг ведётся в туннельных печах с непосредственным обогревом. При изготовлении крупных санитарно-технических изделий из Ф. обычно применяется однократный обжиг, при котором одновременно протекают процессы спекания составных частей фаянсовой массы, плавления глазури и образования промежуточного слоя между пористым материалом и остеклованной глазурью. Хозяйственный Ф. (в основном столовая посуда) после 1-го и 2-го обжига подвергается раскраске разными методами с закреплением рисунка, выполненного надглазурными красками, в 3-м обжиге при 700v900 |С.

Ф. получил наибольшее применение в производстве хозяйственной посуды и строительной керамики v глазурованных белых и цветных плитоколо В производстве санитарно-технических изделий Ф. вытесняется фарфором или полуфарфором. О производстве Ф. см. также в ст. Керамика .

И. А. Булавин.

Художественный фаянс . Близкие к Ф. изделия были известны уже в Древнем Египте. Разнообразные виды Ф. производили с 4v5 вв. в Китае (в 7v13 вв. v с серо-голубыми и серо-зелёными поливами), позднее v в Корее (11v13 вв.), Японии (с 16 в. славился Ф. завода Сацума). В странах ислама с 12 в. получила распространение белая мелкопористая фарфоровидная масса (кашин), изобретённая, видимо, в Иране в 10v11 или 11v12 вв. Фрагменты тонкостенных сосудов из кашина с гравиров. и прорезным ажурным орнаментом или с сине-чёрной белофоновой росписью под прозрачной глазурью найдены в Нисе , Мешеди-Мисриане , Древнем Ургенче , а также на территории Азербайджанской ССР (Орен-Кала). Особую известность получили Иран. изделия с росписью цветными эмалями (минаи, 12v13 вв.) или люстром (конец 11 v начало 14 вв.) по опаковой кремовой глазури (центры v Рей, Кашан, Горган и др.), а также сефевидские (16v17 вв.) изделия с многоцветной, кобальтовой или люстровой росписью ( Исфахан , Керман и др.). В Европе собственно Ф. начали выделывать около 1525v65 в Сен-Поршере во Франции. Близки Ф. были произведения Б. Палисси (16 в.) и мастерских Делфта (с многоцветной или синей кобальтовой подглазурной росписью; расцвет около 1680v1740). Английские керамисты (Дж. Астбери, 1720-е гг., Дж. Уэджвуд, конец 18 в.) усовершенствовали Ф., прочно ввели его в практику. В 18v20 вв. высокого качества Ф. производили в Англии, Франции, Германии, России. Определились характерные для Ф. черты: большая (в сравнении с фарфором) мягкость и обобщенность форм, разнообразие способов декорации, цветовой палитры, видов глазурей. Рус. заводы (в Межигорье под Киевом, 1799; А. Я. Ауэрбаха в с. Домкино, 1809, с 1839 в с. Кузнецове Тверской губернии, с 1870 принадлежал М. С. Кузнецову, ныне Конаковский завод им. М. И. Калинина и др.) производили разнообразный Ф.: белый, опак ('непрозрачный фарфор') с росписью и печатными рисунками, цвета сливок, серый, лиловый, мраморный, украшенный рельефом, цветными глазурями и др.; полуфаянс выпускали в Гжели (см. Гжельская керамика ). Основной центр производства сов. художественного Ф. v завод им. М. И. Калинина (посуда, мелкая пластика по моделям художников В. Г. Филянской, М. П. Холодной, И. Г. Фрих-Хара , Е. М. Гуревич и др.). См. также ст. Керамика .

Лит.: Кубе А. Н., История фаянса, Берлин v П. v М., 1923; Салтыков А. Б., Русская керамика, М., 1952; Бубнова Е., Старый русский фаянс, М., 1973; Химическая технология керамики и огнеупоров, М., 1972; Августиник А. И., Керамика, 2 изд., Л., 1975; Технология фарфорового и фаянсового производства, М., 1975; Lane А., Later islamic pottery, L., [1957]; его же, Early islamic pottery, L., [1958]; Cox W. E., The book of pottery and porcelain, v. 1v2, N. Y., 1966.

(По материалам статьи А. Б. Салтыкова из 2-го издания БСЭ; часть статьи о восточном фаянсе v Т. Х. Стародуб.)

Большая советская энциклопедия, БСЭ.