Владимир Андреевич [2(14).3.1886, Москва, v 29.12.1964, там же], советский график и живописец, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Учился в студии К. Ф. Юона в Москве (1903v05) и школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906v07), на искусствоведческом отделении Московского университета (1907v1913). Член общества 'Четыре искусства' (1924v28). С 1907 работал преимущественно в технике ксилографии главным образом над книжной иллюстрацией. Разработал стройную теорию оформления книги, основные положения которой сводятся к следующему: книга v это единство функционального ('инструмент для чтения') и эстетических начал, целостный организм, требующий снаружи оформления как вещь, предмет быта, тогда как все внутренние элементы книги должны быть подчинены задаче пространственно-временного истолкования литературных произведений. Ритм расположения этих элементов в пространстве книги, мера подробности в характеристике героев и ситуаций, 'определённое отношение... предмета к пространству' должны выявлять стиль писателя, основные 'моменты мировоззрения' литературных произведений. Для гравюр Ф. периода 1910 v середины 1930-х гг. характерны подчёркнутая пластичность, использование только чёрного, почти осязаемого штриха ['Суждения господина Жерома Куаньяра' А. Франса (1918, изд. в 1963); 'Фамарь' А. Глобы (изд. в 1923); 'Труды и дни Михаила Ломоносова' Г. Шторма (изд. в 1934)], разнообразие стилевых решений, отвечающих стилю литературных произведений [эпический строй иллюстрации 'Книги Руфь' (изд. в 1925); иронически-буквальное переложение поэтических метафор на язык пластики в 'Домике в Коломне' Пушкина (изд. в 1929); романтическая экспрессивность образов 'Новогодней ночи' С. Д. Спасского (изд. в 1932); символичность скульптурно завершенных форм в 'Новой жизни' Данте (изд. в 1934)]. С середины 1930-х гг. Ф. чаще пользуется белым штрихом, действеннее передающим свет, движение, психологическую характеристику персонажей. В его работах органически сочетаются философская глубина образов, эпическое и лирическое начало [оформление 'Сонетов' Шекспира (изд. в 1948), сборник 'Роберт Бернс в переводах С. Маршака' (изд. в 1950), иллюстрации к 'Слову о полку Игореве' (изд. в 1954), 'Борису Годунову' (1955, изд. в 1956) и 'Маленьким трагедиям' (изд. в 1961) Пушкина; все v Ленинская премия, 1962]. Много работал над станковыми ксилографиями ('Октябрь 1917', 1928), в том числе над портретами ('Ф. Достоевский', 1929, 'Пушкин-лицеист', 1935, серия 'Великие русские полководцы', 1945v47), экслибрисами, издательскими марками. С 1942 обращался также к линогравюре , выявляя её декоративные (серия 'Самарканд', 1942v44) и публицистические возможности ('За мир', 1959). Ф. создал особый стиль строгого, пластически ясного и гармоничного карандашного рисунка (серия 'двойных портретов', 1938v61, и др.). В области монументального искусства Ф. добивался синтеза архитектуры и живописи, понимая последнюю как ритмическую организацию пространства, разворачивающегося во времени (росписи в Музее охраны младенчества и материнства, фрески, 1933, и в Доме моделей в Москве, сграффито, 1935, обе не сохранились). Работам Ф. в театре свойственны сочетания конструктивного единства организации сценического пространства с яркой театральной условностью, тонкостью живописных решений ('Двенадцатая ночь' Шекспира в МХАТ-2, 1934, и др.). Творчество Ф. оказало большое влияние на сов. искусство, особенно на графику. Профессор Вхутемаса-Вхутеина (1920v30), Полиграфического института (1930v34), института изобразительных искусств (1934v1938), института прикладного и декоративного искусства (1942v48) в Москве. Среди учеников v А. Д. Гончаров, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, М. И. Пиков.
Соч.: Рассказы художника-гравера, М., 1976; О художнике, о творчестве, о книге, М., 1966.
Лит.: Халаминский Ю., В. А. Фаворский, М., 1964; Книга о Владимире Фаворском, М., 1967; Климов Р., Заметки о Фаворском, в сборнике: Советское искусствознание, 74, М., 1975; его ж е, то же, в сборнике: Советское искусствознание, 75, М., 1976; V. Favorsky, [Collection, Moscow, 1967.
Е. С. Левитин.