(самоназвание - пёба), народ, коренное население Тибета . Почти все Т. живут в Китае (Тибетский автономный район, провинция Ганьсу, Цинхай, Сычуань, Юньнань), часть - в Индии, Непале, Бутане. Кроме общего самоназвания, широко употребляются областные названия Т.: амдова (Цинхай), камба, или кхампа (Сычуань и соседние районы Тибета), и др. Общая численность около 4,5 млн. чел. (1975, оценка). Т. говорят на диалектах тибетского языка . Основная религия - ламаизм (северная ветвь буддизма), состоит из нескольких сект, главная - Гэлуг-ба ('желтошапочники'). По типам занятий выделяются горные оседлые земледельцы - свыше половины всех Т. (основные с.-х. культуры - ячмень, пшеница, рис), полуоседлые земледельцы-скотоводы и кочевники-скотоводы (основной скот - яки, лошади, овцы, козы). Развиты ремёсла (гончарство, ткачество, металлообработка). В середине 20 в. стали появляться небольшие промышленные предприятия. Оседлые Т. живут преимущественно в каменных домах (нижний этаж для скота, верхний - жилой), на В. нагорья - в глинобитных, на С.-В. - в срубных, кочевники - в шерстяных палатках. Основная пища - цзамба (плиточный чай с маслом, солью и ячменной мукой), у скотоводов преобладает мясо-молочная пища. Традиционная мужская и женская одежда Т. - чуба, длинный халат с высоким воротником и длинными рукавами, летом из ткани, зимой из овчины. До начала 60-х гг. 20 в. тибетское общество делилось на два основных класса - феодалов (5%) и крепостных крестьян. У скотоводов классовая дифференциация была менее выраженной. В семейном быту встречались полиандрия и полигиния .
Лит.: Народы Восточной Азии, М.- Л., 1965; Решетов А.М., Яковлев А. Г., К вопросу о социально-экономических отношениях у тибетцев в первой половине XX в., в кн.: Социальная история народов Азии, М., 1975; Snellgrove D. L.,Richardson Н. E., A Cultural History of Tibet, L., 1968.
А. М. Решетов.