Значение слова ЛХАССА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ЛХАССА

(некоторые пишут Ласса, а некоторые Хласса; в переводе значит "страна небожителей") ? один из городов центральной Азии, метрополия всего ламайского мира, столица Тибета и главный город тибетской провинции Уй. Время построения этого города сами Тибетцы относят к началу VII в. по Р. Х.; в Европе он делается известным не ранее первой половины XIV стол. Первым из европейских путешественников, посетивших Л., был монах Одорико-ди-Порденоне, который прошел по Тибету в период 1316?1330 гг.; три века спустя в Л. был иезуит Антонио д'Андрада (1624). Вскоре после него в Л. появились и другие иезуиты, из которых Дезидери прожил в Л. 13 лет (с 1716 г.). Орацио де ла Пенна основал в Л. капуцинский миссионерский стан, существовавший с 1719 по 1741 г. В 1742 г. Л. впервые посетил светский европейский путешественник ? голландец Van de Putte. В 1811 г. туда проник отважный Маннинг; французские миссионеры Гюк и Габе прожили там более месяца в 1844 г.; попытки остальных европейских (в том числе и русских) путешественников посетить Л. остались безуспешными. Позднейшие, более основательные сведения о Л. можно получать только от китайцев, да еще от индийских лазутчиков, титулуемых пандитами (учеными), которые проникали в Л. из британских владений в Индии. Самый известный из этих разведчиков, топограф Наин-синг, путешествовал по Тибету два раза, в 1866 и 1875 гг.; другой пандит, имя которого неизвестно, посетил Л. в 1872 г.; наконец третий, скрывающийся под инициалами А. К., прожил в Л. целый год (1879?1880); от него, между прочим, мы имеем самый подробный план города. Л., по определению Наин-Синга, находится под 29¦ 39' 20"сев. шир. и под 8 8 ¦ 45' 16" вост. долготы; высота его над уровнем моря ? почти 11900 фт. Город стоит на правом берегу р. Цзи-чу, в 40 км. от впадения ее в Цзанбо. Китайская перепись 1854 г. определила гражданское население города в 15000 душ (6000 мужчин и 9000 женщин); к этому числу надо прибавить ламское население Л. ? по Шлагинтвейту, не менее 18000 душ; далее известно еще, что в этом городе всегда проживают целыми десятками тысяч поклонники, собирающиеся со всего ламайского мира. Ввиду этого становится правдоподобным определение Пржевальского, считавшего в Л. 50000 жит., и даже Крейтнера, доводящего это число до 80000. Еще недавно удостоверялось, что площадь, занимаемая Л., простирается до 37 верст в окружности; но при таком вычислении несомненно включались в городскую черту все прилежащие к городу монастыри, дачи и слободы. Самый город, по свидетельству Крейтнера, имеет не более 6 или 7 км. в окружности и заключает в себе около5000 дворов. Точный план пандита А. К.дает Л. около 2 км. длины и 1? км. ширины. В старину Л. была обнесена стеной, но она была разрушена чжунгарами, в период набегов их на Тибет 1719?1722 гг. и взамен ее тибетцы воздвигли вдоль подошвыБудалы, на протяжении около 15 верст, каменную плотину, для защиты прибрежныхгородских и загородных зданий от разливов р. Цзи-чу. Город изобилует садами.Главные улицы его широки, прямы и довольно чисты, по крайней мере в сухую погоду; а все предместья невообразимо грязны. Домавообще большие, высокие, своеобразной, красивой архитектуры и все тщательно выбелены. В предместье Л. есть один квартал, в котором все здания выведены из бычьих и бараньих рогов. Самые замечательные строения ? ламайские кумирни и здания, в которыхпомещается китайский губернатор со своимуправлением. Дворец далай-ламы расположен к З от Л., в расстоянии около 1?2 вер., на скалистой горе Будале. Дворец этот называется "Побран-Марбу", т. е. "красныйгород". Он представляет собой соединение нескольких кумирен различной величины: главная из них ? срединная ? выведена в 4этажа, вышиной в 367 ф., и заканчиваетсяпятью куполами, с вызолоченной крышей. Внутри этой кумирни находится колоссальная статуя Чжамба, в 22 м. вышиной. Поставленная на пьедестале, помещающемся в нижнем этаже, статуя эта проходит своим туловищем через два этажа здания, а голова ее, вылепленная из позолоченной глины и украшенная драгоценными камнями, находится в четвертом этаже, причем срединный купол здания служит ей балдахином. Второстепенные кумирни служат жилищем для массы лам различных степеней. По преданию, дворец этот впервые был построен тибетским ханом Сронзан-гамбо около 630 г. по Р. Х.; настоящее здание возведено в царствование Канси и в правление 5-го далай-ламы. Внутренность Л. производит впечатление обширного толкучего рынка. Религия и торговля, привлекая сюда массу иностранцев, делают этот город местом сношений самых различных народов Азии. Постоянное население Л. составляют прежде всего тибетцы, затем пебуны ? выходцы из Бутана, качийцы и китайцы. Качийцами называются в Л. иноземцы, родом из Кашмира, исповедующие мусульманскую религию. Они имеют в Л. особого правителя, утверждаемого далай-ламой и соединяющего в своем лице власть паши в муфтия. Китайцев в Л. мало; большая их часть ? чиновники и солдаты, составляющие гарнизон Л. (500 чел.). Солдаты эти сменяются через каждые три года, но многие из них по окончании обязательного срока службы остаются в Л., для занятия торговлей и ремеслами. Некоторые отрасли промышленности доведены в Л. до высокого совершенства, напр. литье и чеканка золотых, серебряных и медных вещей и сосудов, употребляемых при ламайском богослужении.

Литература. Иакинф, "Описание Тибета в нынешнем его состоянии" (СПб. 1828); Нас, "Souvenirs d'un voyage" (Пар., 1853); "Pandit Nain Sing", в "General Report on the operations of the Great Trigonometrical Survey of India during 1866?67"; статьи в "Mittheilungen" Петермана; Markham, "Narratives of the mission of George Bogle to Tibet" (Л., 1879). Пржевальский, "Четвертое путешествие" (СПб., 1886); Попов, "Путевые заметки от Чэн-дэ-фу до Чжая" (СПб., 1881); H. Wichmann, "Die Reise des Panditen A. К. durch das o stliche Tibet 1872?82" Б., 1885); статьи по исследованию Тибета в "Изв. Имп. Рус. Геогр. Общ.", 1869 г., т. V, ¦¦ 1?3, и 1873 г., т. IX, ¦ 6.

А. Позднеев.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.