Значение ТЕМП (В МУЗЫКЕ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое ТЕМП (В МУЗЫКЕ)

в музыке, скорость течения (смены) метрических счётных единиц (см. Метр ) . Т. тесно связан с характером музыки. Первоначально Т. в нотах не указывался и исполнитель судил о нём, исходя из самой музыки, её содержания и фактуры. С 17 в. Т. стали обозначать специальными итальянскими терминами. Основные Т. (в порядке возрастания): ларго , ленто , адажио (медленные), анданте , модерато (умеренные), аллегро , виваче (виво), престо (быстрые). Многие из этих терминов ранее определяли и общий характер музыки (например, аллегро - буквально 'весело'); некоторые сохранили подобный смысл (например, ларго - 'широко'). Эти термины применяются и с дополнительными словами, усиливающими или ослабляющими значение основного слова (например, мольто - 'очень', ма нон тропло - 'но не слишком'). Иногда композитор обозначает Т. и на другом языке (своём родном) - немецком, французском, русском и др. В ряде случаев Т. указывается косвенно, ссылкой на жанр, связанный с определённой скоростью движения (например, 'в темпе марша', 'в темпе вальса'). Обозначение Т. может служить и названием целой пьесы, выдержанной в данном Т. (адажио, аллегро и др.).

Словесные обозначения Т. приблизительные; разные исполнители в соответствии со своим пониманием произведения и особенностями своей психики исполняют ту же пьесу в нескольких различающихся Т. Метроном позволяет вполне точно указывать Т. Однако даже метрономические указания, исходящие от самого композитора, представляют лишь ориентир для исполнителя, который может в некоторых пределах отклоняться от них. Хотя в каждой музыкальной пьесе обычно главенствует какой-либо один Т., он выдерживается 'в среднем', тогда как в отдельных фразах в соответствии с логикой их развития слегка ускоряется или замедляется (см. Агогика ) . Нередко встречаются и более значительные ускорения и замедления Т., предписываемые композитором; для их обозначения существуют особые термины: аччелерандо, стринжендо, пиу моссо (ускорение), раллентандо , ритенуто , мено моссо (замедление); возвращение к первоначальному Т. обозначается словами темпе примо.

Различия в Т. и характере движения наряду с другими факторами определяют контраст между частями циклических музыкальных произведений (симфонии, сонаты, сюиты и др.).

Лит.: Назайкинский Е. В., О музыкальном темпе, М., 1965.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.