акт мышления, посредством которого классифицируется, упорядочивается и оценивается содержание бытия и познания; в С. мир постигается как 'связное разнообразие'. Акт С. состоит в попарном сопоставлении объектов с целью выявления их отношений; при этом существенны условия, или основания, С. - признаки, которые как раз и детерминируют возможные отношения между предметами.
С. имеет смысл только в совокупности 'однородных' предметов, образующих класс . Сравнимость предметов в классе (tertium comparationis) осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения, при этом предметы, сравнимые по одному основанию, могут быть несравнимы по другому. Так, все люди сравнимы по возрасту, но, например, по отношению 'быть старше' сравнимы не все.
Простейший важнейший тип отношений, выявляемых путём С., - это отношения тождества ( равенства ) и различия. С. по этим отношениям, в свою очередь, приводит к представлению об универсальной сравнимости, т. е. о возможности всегда ответить на вопрос, тождественны предметы или различны. Предположение об универсальной сравнимости иногда называют абстракцией сравнимости; последняя играет важную роль в классической математике, особенно в множеств теории .
С. по отношениям порядка обычно связывается с иерархическими классификациями предметов, а С. по свойствам - с классификациями иного рода - с т. н. разбиениями на классы абстракции (см. Абстракции принцип ).
Лит.: Новосёлов М. М., О некоторых понятиях теории отношений, в кн.: Кибернетика и современное научное познание, М., 1976.
М. М. Новосёлов.