Значение СОЛОВЬЁВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое СОЛОВЬЁВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ

Владимир Сергеевич [16(28).1.1853, Москва, - 31.7(13.8).1900. с. Узкое, ныне в черте г. Москвы], русский религиозный философ, поэт, публицист и критик. Сын С. М. Соловьева . Учился на физико-математическом, затем на историко-филологическом факультете Московского университета, который окончил в 1873; в 1874 защитил в Петербурге магистерскую диссертацию 'Кризис западной философии. Против позитивистов', а в 1880 докторскую диссертацию 'Критика отвлечённых начал'. После речи против смертной казни в марте 1881 (в связи с убийством Александра II народовольцами) С. был вынужден оставить преподавательскую работу. В 80-е гг. выступал преимущественно как публицист, проповедуя объединение 'Востока' и 'Запада' через воссоединение церквей, борясь за свободу совести и против национально-религиозного гнёта; сотрудничал (с 1883) в либеральном 'Вестнике Европы' . В 90-х гг. занимался философской и литературной работой; переводил Платона, вёл философский отдел в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.

Как мыслитель и утопист С. оказался на пересечении разных духовных течений. Задумав своё философское дело как оправдание 'веры отцов' на 'новой ступени разумного сознания', он встал перед невыполнимой задачей - совместить научно-позитивный и рационалистический 'дух времени' с религиозным преданием.

В своей философии, отвергающей материализм революционно-демократической мысли. С. предпринял наиболее значительную в истории рус. идеализма попытку объединить в 'великом синтезе' христианский платонизм, нем. классический идеализм (главным образом Ф. В. Шеллинга ) и научный эмпиризм. Однако беспрерывная перестройка этой заведомо противоречивой метафизической системы свидетельствует о том, что на самом деле она служила лишь умозрительным 'оправданием' жизненно-нравственных поисков и мифо-поэтических мечтаний С. Полагая, что 'нравственный элемент... не только может, но и должен быть положен в основу теоретической философии' (Собр. соч., СПБ, т. 9, 1913, с. 97), С. связывал философское творчество с позитивным разрешением жизненного вопроса 'быть или не быть правде на земле', понимая правду как реализацию христианского идеала; за социалистическими учениями С. признавал лишь относительную общественно-историческую правду. В конце 70-х и в 80-е гг. в обстановке безвременья и поисков новых путей преобразования России С. в противовес как радикально-демократическому, так и позднеславянофильскому и официально-консервативному направлениям выступил с социальных позиций, близких к либеральному народничеству . Однако умеренно-реформистские взгляды соседствовали у него с мистико-максималистской проповедью 'теургического делания', призванного к 'избавлению' материального мира от разрушительного воздействия времени и пространства, преобразованию его в 'нетленный' космос красоты, и с историософской теорией христианского 'богочеловеческого процесса' как совокупного спасения человечества ('Чтения о Богочеловечестве', 1877-81). В дальнейшем разработка социальной темы вылилась в теократическую утопию, политическим следствием которой у С. оказывается союз между римским папой и русским царём как правовая гарантия 'богочеловеческого дела' (см., например, 'История и будущность теократии', 1887). Крах этой утопии запечатлен в философской исповеди С. 'Жизненная драма Платона' (1898) и в 'Трёх разговорах' (1900). Конец жизни С. отмечен приливом катастрофических предчувствий и отходом от прежних философских конструкций в сторону христианской эсхатологии .

Космическая тема решалась у С. неортодоксально для христианства - на почве платоновского мифа об эротическом восхождении; в трактате 'Смысл любви' (1892-1894) С. хочет 'досказать речь Диотимы' из 'Пира' Платона в том духе, что совершенная половая любовь способна восстановить целостность человека и мира и ввести их в бессмертие. Пантеистически и эволюционистски окрашенная космология С. созвучна космически-преобразоватльским идеям Н. Ф. Федорова и К. Э. Циолковского.

Некоей гармонизации этих двух исходных тем - космической и социальной - призвана служить метафизика С.: собственно философская доктрина 'всеединства' и религиозно-поэтическое учение о Софии. Предприняв вслед за ранними славянофилами пересмотр 'западной философии' как отвлечённой рассудочности и негативной метафизики, С. противополагает ей в сфере гносеологии 'цельное знание' (интуитивное образно-символическое постижение мира, основанное на нравственном усилии личности), а в сфере онтологии - 'положительное всеединство', свободное объединение в абсолюте всех оживотворённых элементов бытия как божественный первообраз и искомое состояние мира. Однако это всеединство не только мыслилось философом, но и романтически представало перед ним в лице Софии - 'вечной женственности', личная мистическая любовь к которой как бы освящала эротическую утопию С. Стихи 'софийного цикла', посвященные 'подруге вечной' - мистической возлюбленной, - это интимное средоточие лирики С., попали впоследствии в центр внимания, продолжая традиции Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. К. Толстого, отличается тоном напряжённой мистико-философской исповеди и элементами новой, специфически символической образности (см. Символизм ), Личный облик С. - скитальчество, житейская беспомощность, подвижничество делали его в глазах символистской художественной интеллигенции героем легенды, олицетворением переломной эпохи (см. А. А. Блок, 'Рыцарь-монах', 'Владимир Соловьев и наши дни', Собр. соч., т. 5, 1962, с. 446-54 и т. 6, 1962, с. 154-59; А. Белый, 'Арабески', М., 1911, с. 387-94).

С. стоит у истоков 'нового религиозного сознания' начала 20 в.: богоискательства и религиозной философии С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского и др.

Соч.: Собр. соч., 2 изд., т. 1-10, СПБ, 1911-13; Письма, т. 1-4, СПБ, 1908-23; Стихотворения и шуточные пьесы. Вступ. ст. З. Г. Минц, Л., 1974.

Лит.: О Владимире Соловьеве. Сб.1, М., 1911; Трубецкой Е., Миросозерцание Вл. С. Соловьева, т. 1-2, М., 1913; Мочульский К. В., В. С. Соловьев, Париж, 1936; Коган Л. А., В. С. Соловьев, в кн.: История философии в СССР, т. 3, М., 1968, гл. Х; Спиров В. В., Философия истории Вл. Соловьева в ее развитии и преемственности, в сборнике: Из истории русской философии XIX-начала XX века, М., 1969.

Р. А. Гальцева, И. Б. Роднянская.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.