Значение СААДИ (ПЕРСИДСКИЙ ПИСАТЕЛЬ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ

СААДИ (ПЕРСИДСКИЙ ПИСАТЕЛЬ)

(псевдоним; настоящее имя - Муслихаддин Абу Мухаммед Абдаллах ибн Мушрифаддин) (между 1203-10, Шираз, - 9.12.1292, там же), персидский писатель и мыслитель. Происходил из небогатой духовной семьи. В середине 20-х гг. 13 в. учился в высшей духовной академии 'Низамия' в Багдаде. В 30-х гг. посетил Мекку, более 20 лет странствовал в одежде дервиша по всему мусульманскому миру. В Дамаске написал поэму 'Бустан' (авторское название 'Саади-наме', 1257) и, вернувшись в Шираз, преподнёс её местному правителю Абу Бекру ибн Сааду (1226-60). Ему же посвящен и 'Гулистан' (1258). С. вёл полуотшельническую жизнь духовного наставника, 'старца', в скромном подворье на окраине Шираза.

Известны две редакции собрания сочинений С. Одна выполнена в 1334 неким Али Бисутуном, который внёс якобы второстепенные изменения в ранее существовавшую редакцию. Эта так называемая Бисутуновская редакция воспроизводится в большинстве списков, литографированных изданий, а также в лучшем научном издании доктора Форуги (Иран, 1941). Другая редакция представлена в четырёх списках начала 14 в. и значительно отличается от первой. Поскольку эти списки ещё не привлекались для подготовки изданий сочинений С., ни одно из них не может считаться критическим. В собрание сочинений входят: Предисловие (крайне риторическое и бессодержательное), не принадлежащее перу С.; 'Пять меджлисов' - прозаические, пересыпанные стихами 'послания'-поучения в религиозно-философском духе, 'наставления царям', ответы па некоторые сложные нравственно-богословские вопросы; 'Гулистан'; 'Бустан'; арабские и персидские касыды ; элегии; макаронические стихи (см. Макароническая поэзия ) любовно-лирического и моралистического содержания; 'Тарджибанд' - цикл 113 22 любовных газелей , соединённых рефреном; четыре сборника газелей; 'Книга Сахиба' - сборник стихов хвалебного, лирического, нравоучительного содержания; четыре раздела, включающие малые лирические формы, - рубай , кит'а, фрагменты. В состав собрания входил также порнографический раздел, в подлинности которого некоторые исследователи сомневаются.

Расцвет поэтической деятельности С. падает на годы монгольского владычества. В отличие от современных ему поэтов - панегиристов и мистиков, С. обратил слово к широким кругам народа. Основу его литературных проповедей составили светлые идеи человечности. Он поведал их людям в музыкальных и ясных песнях-газелях, раскрывших целый мир простых человеческих радостей и печалей, а также в острых, смелых и смешных притчах-рассказах 'Гулистана' и отчасти 'Бустана'. Огромны были и слава С., и влияние его на развитие литературы. Но если славу величайшего лирика С. делит с Хафизом , то он не знает себе равных в художественной проповеди активного, демократического гуманизма.

Соч.: Куллият-е Са'ди-йе Ширази аз ру-йе нусхейе ки дженабе ага-йе Мухаммад Али Форуги тасхих намудаанд, Тегеран, 1320, с. г. х. (1941); Мунтахаби куллиёт. [Тартибдихандагон И. Ализода, А. Дехоти], Сталинабад, 1956; в рус. пер. - Избранное, Сталинабад, 1954; Гулистан. [Критич. текст. пер., предисл. и прим. Р. М. Алиева], М., 1959; Бустан. Лирика, М., 1962; Са'ди-наме (Бустан). [Подготовка науч. текста и посл. Р. Алиева], Тегеран, 1968.

Лит.: Брагинский И., 12 миниатюр, М,, 1966; Сами Али, Шенасайн-е Са'ди дар Орупа, 'Хонар ва мардом', 1967, | 61-62.

А. Н. Болдырев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.