Значение РИГЛЬ АЛОИЗ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

РИГЛЬ АЛОИЗ

(Riegl) Алоиз (14.1.1858, Линц, - 17.6.1905, Вена), австрийский искусствовед. Профессор Венского университета (с 1897); представитель так называемой венской школы искусствознания. Для становления взглядов Р. важное значение имела полемика с теорией Г. Земпера о материале как важнейшем элементе, определяющем законы формообразования. Отвергая характерный для искусствознания 19 в. нормативный взгляд на историю искусств как на эволюционирующую к общему идеалу последовательность периодов 'упадка' и 'прогресса', Р. выдвинул понятие об имманентной 'художественной воле', предопределяющей своеобразие отдельных художественных эпох [в том числе периодов 'гаптической' (осязательно-плоскостной) и 'оптической' (пространственной) трактовки формы]. Несмотря на идеалистичность предпосылок Р., его теория позволила разработать более разнообразные приёмы анализа художественной формы.

Соч.: Die spatroische Kunstindustrie..., Bd 1-2, W., 1901-23: Das hollaandische Gruppenportrat, [W.], 1902; Gesammelte Aufsatze, Augsburg - W., 1929.

Лит.: История европейского искусствознания. Вторая половина XIX в. - начало ХХв., кн. 1, М., 1969, с. 65-73; Piwocki К., Pierwsza nowoczesna teoria sztuki. Poglady Aloisa Riegla, Warsz., 1970.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.