(Panofsky) Эрвин (30.3.1892, Ганновер, - 14.3.1968, Принстон, штат Нью-Джерси), немецкий и американский искусствовед. Профессор в Гамбурге (1926-33) и Принстоне (с 1935). Испытав влияние 'венской школы' искусствознания (М . Дворжак , А. Ригль ), а также учения Э. Кассирера о 'символических формах', обосновал (наряду с А. Варбургом и Ф. Закслем) иконологический метод изучения памятников искусства. Стремясь преодолеть односторонность как формально-стилистического, так и чисто иконографического подхода, П. предлагал рассматривать произведения искусства как характерное проявление, признак ('симптом') культурно-исторической ситуации, отражающейся не только в выборе сюжета, но и в художественном стиле. В исследованиях П. (посвященных преимущественно искусству средневековья и Возрождения) анализ особенностей формы связан с филологическим и историко-философским истолкованиями содержания. При этом содержание искусства понимается как комплекс исторически обусловленных представлений, а в ряде работ сводится к сюжетным схемам.
Соч.: Studies in iconology, Oxf., 1939, new ed., N. Y., [1962]; Meaning in the visual arts, Garden City, 1957; Aufsatze zu Grundfragen der Kunstwissenschaft, B., 1964.
Лит.: Либман М. Я., Иконология, в сборнике: Современное искусствознание за рубежом. Очерки, М., 1964, с. 62-76; Bialostocki J., Erwin Panofsky (1892-1968), mysliciel, historyk, czlowiek, в кн.: Panofsky Е., Studia z historiisztuki, Warsz., 1971.