Значение РИВЕРА ДИЕГО в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое РИВЕРА ДИЕГО

(Rivera) Диего (8.12.1886, Гуанахуато, - 25.11.1957, Мехико), мексиканский живописец. В 1896-1902 учился в АХ в Мехико, сблизился с Х. Г. Посадой . В 1907-21 жил в Европе: учился в АХ в Мадриде (1907), работал в Париже (1909-21), испытав влияние кубизма , в Италии (1920-21) изучал стенные росписи 14-16 вв. С 1922 член Мексиканской компартии. Посетил СССР в 1927-28 (член-учредитель объединения 'Октябрь', 1928) и в 1955-56. Работал в США в 1930-34 и 1940. С 1922 Р. выступал как один из основателей мексиканской школы монументальной живописи, в которой он видел мощное средство обращения к народным массам, агитации, пропаганды и просвещения, утверждения положительных образов народной жизни, труда, революционной борьбы. Росписи Р. открыто публицистичны: в них сильно историко-повествовательное начало, политические или философские идеи персонифицируются в легко узнаваемых портретных или символических изображениях. Стремясь к наибольшей доступности искусства, Р. выработал свой стиль на основе традиций итальянского Возрождения, к которым затем добавился сильнейший интерес к искусству Древней Мексики. Пластически мощные фигуры и группы объединены плоскостной композицией, орнаментальным ритмом линий и цветовых пятен. Первый цикл Р. создал в технике энкаустики, в строгой неоклассической манере (Национальная подготовительная школа в Мехико, 1922-23), а затем перешёл к традиционной мексиканской технике фрески, выполнив в ней росписи министерства просвещения (1923-29) и министерства здравоохранения (1929-30), Национального дворца (1929-50 е гг.), отеля 'Прадо' (1947-48) - в Мехико, Национальной с.-х. школы в Чапинго (1926-27), дворца Кортеса в Куэрнаваке (1929-30), института искусств в Детройте (1932-33) и др. Выделяются сдержанные, сурово-лаконичные сцены труда и революции во 'Дворе труда' министерства просвещения. Впоследствии Р. всё более насыщал свои фрески разнообразной, в том числе политической, информацией, прибегал к символически-смысловому объединению разнородных сцен, мотивов, эмблем, надписей и т.д. В поздней фасадной живописи синтетическими материалами, часто включающей мозаику и рельеф (театр 'Инсурхентес', 1951-53; Олимпийский стадион, 1952-1953; водораспределительная камера р. Лерма, 1951-53), обилие мотивов подчиняется общему декоративному замыслу.

Лит.: Жадова Л., Монументальная живопись Мексики, М., 1965; Осповат Л., Диего Ривера, М., 1969; Secker Н. F., Diego Rivera, [Dresden, 1957].

Большая советская энциклопедия, БСЭ.