Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn) - Великий голландскийживописец и гравер, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтерван Рейн, род. 15 июля 1606 г. в Лейдене. Во время появления Р. на светдела его отца находились в цветущем положении, что позволило ему датьсвоему четвертому сыну более тщательное образование, чем то, какоеполучили старине сыновья, сделавшиеся ремесленниками. Р. поступил влатинскую школу, с тем, чтобы впоследствии перейти в лейденскийуниверситет. Но школьные занятия не удовлетворяли Р.; он учился плохо, ив конце концов Гармен ван Рейн должен был уступить желанию своего сынасделаться живописцем. Первым учителем, к которому отец отдал Р., былЯкоб ван Сваненбюрх, весьма посредственный живописец, но, как человек,побывавший и работавший в Италии, пользовавшийся у своихсоотечественников большим уважением. Пробыв в мастерской этого художникаоколо трех лет, Р. переехал в Амстердам и поступил там в ученье к ПитеруЛастману, ученику Адама Эльсгеймера. Этот наставник оказал на Р.довольно значительное влияние и, по-видимому, научил его такжегравировальному искусству. В 1623 г. Р. возвратился на родину, и, повсей вероятности, в 1628 г., был уже вполне готовым художником; покрайней мере известно, что в это время он уже имел ученика, а именнознаменитого впоследствии Герарда Доу. Первые известные картины Р.относятся к 1627 г. Большое число работ, исполненных им в этот периодего жизни, свидетельствует о неустанном труде, с каким старался онсовершенствоваться. Все окружающее доставляло ему модели, главным жеобразом он пользовался для своих эскизов, картин и гравюр лицами своихблизких и своим собственным. К этому времени относятся многочисленныепортреты его самого, матери, отца, а также изображения подмеченных имуличных типов и сцен. При этом Р. работал также и по заказам постороннихлиц, что доказывает, между прочим, хранящийся в кассельской галерее ипомеченный 1630 г. портрет мужчины с двойной золотой цепью на шее. В1631 г. Р. переселился в Амстердам, и с тех пор лишь изредка навещалсвой родной город. В Амстердаме он очень быстро достиг известности;однако, несмотря на массу заказов, он не переставал работать единственнос целью своего усовершенствования, рисуя с натуры и гравируя интересныетипы, которые попадались на каждом шагу в еврейском квартале города. Вэту пору жизни Р. им были написаны: "Урок Анатомии" (1632, нах. вГааге), портрет Коппеноля (нах. в Касселе) и эрмитажный портреткаллиграфа (1631 г. №808). В 1634 г. Р. женился на Саскии ван Юленборх,дочери ученого юриста. Этой женитьбой открывается самая счастливая пораего жизни: он пользуется материальным благосостоянием, избытком заказови нужной привязанностью своей молодой супруги. Саския часто фигурирует врембрандтовских произведениях этого периода, причем черты ее лицавстречаются не только в портретах, но и в других картинах и гравюрах.Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются: - "портретневесты P." (в кассельск. гал.), "Портрет Саскии" (в дрезд. гал.) и "Р.с его женою" (там же). Однако, счастье и довольство выпали на долюгениальному мастеру не надолго. В 1642 г. Саския скончалась; отсемилетнего брака у нее было четверо детей, из которых только один сын,Титюс, пережил свою мать. С этой поры обстоятельства Р. изменяются кхудшему; хотя он и нашел себе подругу жизни в лице своей служанкиГендрикие Ягерс, по прозвищу Стоффельс, от которой родилась у него дочь,но материальное благосостояние его пошатнулось вследствие овладевшей имстрасти к коллекционерству художественных предметов и редкостей. Онтратил на них массу денег до такой степени, что в 1656 г. был объявленнесостоятельным должником, а в 1658 г. должен был оставить свой дом ипереселиться в гостиницу. Чтобы помочь своему сожителю, Гендрикие,вместе с его сыном основала компанию, для торговли картинами, эстампами,гравюрами на дереве и всевозможными редкостями. Несмотря на то, дела Р.шли все хуже и хуже, особенно после кончины Гендрикие, около 1661 г.Чрез семь лет умер и сын художника, Титюс. Очутившись в тяжеломматериальном положении, Р. не терял, однако, энергии, много работал, ивсе-таки, при всем своем трудолюбии, не мог выйти из стесненныхобстоятельств. Причиной тому было то, что вкусы публики в это времяизменились, и широкое, сочное письмо Р., его прием трактовать освещение,сосредоточивать освещение в одном пункте и оставлять остальные частикартины в тени и полутени, перестали нравиться любителям искусства,которые стали увлекаться тщательно исполненной, светлой живописью. Р.ум. в крайней бедности, в первых числах октября 1669 г. Впротивоположность близорукому суду современников этого мастера, приговорпотомства поставил его на высокое место в истории искусства. Р. - самыйхарактерный представитель голландской школы живописи; в его творчествонаиболее полно и всесторонне отразились тенденции этой школы, иблагодаря необычайному гению, которым наделила его природа, произведенияего являются как бы синтезом всей северной живописи. По своемумиросозерцанию, Р., прежде всего, глубокий реалист: реализмом проникнутывсе его работы, вне зависимости от того, из какой области он черпает дляних сюжеты. Даже в таких изображениях, как мифологические, Р. неотрешается от действительности, представляет себе греческих богов ибогинь в виде современных ему голландцев и голландок (как напр. вэрмитажной "Данае"). Еще более того: в некоторых картинах подобногорода, он как бы старается отринуть от себя всякое представление оприсущей античным богам красоте форм, и умышленно вдается в некоторуюкарикатурность (напр. "Ганимед" дрезденского музея). Что касается докартин Р. на религиозные темы, то хотя и в них он остается веренреалистическому направлению и одевает фигуры в костюмы своего времени,однако, в этих произведениях ярко выражается теплое и благоговейноечувство, как напр. тогда, когда художник олицетворяет Спасителя,Богоматерь, учеников и последователей Христовых ("Снятие со Креста" вэрмит. гал., 1634; "Христос с учениками на пути в Эммаус", в луврск.муз., 1648: гравюра "Христос исцеляет больных"; "Поклонение волхвов", вбукингемск. дв., 1657, и др.). Портреты Р., в свою очередь, такжереалистичны в высшей степени, не только точно передают внешние черты, нои выражают внутренний характер изображенных лиц, весь их нравственныйоблик, их национальность, род их деятельности. Последний особенно яркоподчеркивается аксессуарами, которые художник подбирает, сообразуясь спрофессией представленного персонажа (Эрмитаж. "Каллиграф", гаагский"Урок анатомии", амстердамская "Гильдия ткачей"). Независимо от присущейрембрандтовским работам жизненности и совершенно особенных, толькоодному этому мастеру свойственных технических приемов, о которых будетсказано ниже, произведения Р. отличаются гениальной композицией. В егокартинах и гравюрах, все имеющее существенное значение выдвигается, темили иным способом, на первый план, и главные действующие лицахарактеризуются так тонко, что у зрителя не остается никаких недоуменийотносительно содержания изображаемой сцены. Что касается до рисунка, тоР. далеко не всегда гонится за его правильностью, иногда он прямоумышленно вдается в преувеличения, с очевидною целью усилитьвпечатление; зато его рисунок, подобно композиции, всегда в высшейстепени выразителен. Главная отличительная особенность рембрандтовскогоколорита - отсутствие красочности - замечается как в ранних, так и впозднейших его работах; ни в одной из его картин нет тех красок, какимиблещут произведения итальянских мастеров или, например, работы главыфламандской школы - Рубенса. Внимание Р. обращено главным образом напередачу игры света и тени, и в этой области гениальный мастер стоит нанедосягаемой высоте. В его картинах изображенное представляется как быокутанным воздухом, и игра света в этой насыщенной им атмосферепроизводит поразительные эффекты. Ставя себе задачей преодолеватьтрудности передачи того или другого светового эффекта, Р. нередковоспроизводить освещение настолько фантастическое и искусственное, чтодает ученым повод спорить о том, при каком свете - дневном или ночном -происходить та или другая изображенная им сцена (например, известнаякартина амстердамского музея: "Ночной дозор"). Обыкновенно Р.распределяет свет таким образом, что главное по значению лицо илиглавная группа картины находится в наиболее сильном свете (напр. в"Уроке анатомии"), световые же рефлексы от этой главной группыраспространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары, и,наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке,полном воздушности. Впечатление, производимое таким гениальнымраспределением света и тени, усиливается тем, что наиболее освещенныечасти выписаны более тщательно, чем остальные трактованные широко исочно, иногда только намеками. Мастерство в области передачи света итени вырабатывалось у Р. постепенно. В своих первых, по времени, работахР. старался изображать природу в том виде, как она ему представлялась,без погони за световыми эффектами, хотя уже и в эту пору в его творенияхпроскальзывают намеки на будущую рембрандтовскую светотень (напр. "Св.Павел в темнице", 1627, в штутгартской галерее). До наивысшего развитиясветотень, а вместе с тем и другие достоинства кисти Р., достигают всреднюю пору его деятельности. Как уже было сказано выше, житейскиеневзгоды, постигшие художника, не могли не отозваться на его творчестве.В некоторых картинах, написанных им вскоре после его банкротства,прежние прозрачные и теплые тона сменяются более тусклыми; светутрачивает свою интенсивность, кисть делается менее сочной. Однако,такой упадок был только временный, и под конец своей жизни Р. снова стадпроизводить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре ещебольшие свободу и ширину; так например в 1661 г. им были написаны:знаменитые "Синдики гильдии ткачей" (наход. в Амстердаме) и "Возвращениеблудного сына" (имп. Эрмитаж, № 797), а в 1682 - "Еврейская невеста" (вамстердамском музее). Многочисленные гравюры Р. отмечены теми жедостоинствами, как и его картины: характерность рисунка, мастерскаяпередача трудных световых эффектов, свободный, уместно тонкий илиэнергичный ход гравировальной иглы - отличительные качества P., какгравера. Перечислить все его картины и гравюры представляло бы слишкомбольшой труд; достаточно будет сказать, что его творческая мысльпроникала во все сферы человеческого бытия; портреты, сцены изсовременной жизни, мифологические, библейские, евангельские иисторические сюжеты - все это занимало художника. Однако,преимущественною его любовью пользовались темы из Библии и Евангелия,как более соответствовавшие протестантскому мировоззрению великогомастера. С особенным интересом и наиболее часто он обращался к историистраданий Спасителя, которые трактовал в картинах и гравюрах, полныххристианского чувства. Произведения Р. высоко ценятся любителямиискусства; обладание ими составляет гордость всякого музея; всех другихкартинных галерей богаче ими Императорский Эрмитаж, в которомнасчитываются 42 картины Р. Великий мастер оказал огромное влияние навсю голландскую живопись; главные из его непосредственных учеников - Ф.Боль, Г. Флинк, Г. ван ден Экгоут, А. де Гельдер, Н. Мас, Фабрициюс, Ф.де Конинк. С. ван Гогстратен, Я. Бакер, Я. де Вет, В. де Портер, Ю.Овенс, А. Вердаль и Дрост. Ср. Схельтема, "Redevoering over het leven ende verdiensten van R. Van Rijn" (Амстердам, 1853; по-франц. П., 1866);Восмар, "R., sa vie et ses oeuvres" (2 изд., Гаага, 1877); Э. Фромантен,в "Les maitres d'autrefois" (3 изд., 1877); Боде, "Studien zurGeschichte der hollandischen Malerei" (Брауншвейг, 1883); Блан,"L'oeuvrede R." (H., 1880, 371 л.); Дютюи, "L'oeuvre complet de R."(около 368 л.; там же, 1883); Д. А. Ровинский, "Полное собрание гравюрP." (1000 фототипий, СПб., 1890); Э. Мишель, "R., sa vie, son oeuvre etson temps" (П., 1893): Ф. Зейдлиц, "Rembrandts Radierungen" (Лпц.,1894); его же, "Kritisches Verzeichniss der Radierungen R." (там же,1886); анонимного автора, "R. als Erzieher"; Кнакфус, "Rembrandt" (в"KunstIermonographien"; русск. перев., СПб., 1890); Боде, "Oeuvrecomplet de R." (вышли в свет I и II тт., П.). А. А. Сомов.
Значение слова РЕМБРАНДТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое РЕМБРАНДТ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012