Сергей Васильевич [20.3(1.4).1873, имение Онег (Семёново-), ныне Новгородский район Новгородской области, - 28.3.1943, Беверли-Хилс, Калифорния; похоронен в Валхалле, близ Нью-Йорка], русский композитор, пианист и дирижёр. Родился в дворянской семье. С 4-5 лет играл на фортепьяно (занимался с матерью и педагогом А. Д. Орнатской). С 1882 учился в Петербургской консерватории у В. В. Демянского, с 1885 - в Московской консерватории у Н. С. Зверева и А. И. Зилоти (фортепьяно), С. И. Танеева и А. С. Аренского (композиция). В годы учения сочинил ряд произведений, в том числе романс 'В молчаньи ночи тайной', 1-й концерт для фортепьяно с оркестром (1891, 2-я редакция 1917). Окончил Московскую консерваторию по классам фортепьяно (1891) и композиции (1892, с большой золотой медалью). Дипломная работа Р. - одноактная опера 'Алеко' (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина 'Цыганы', пост. 1893, Большой театр, Москва). Среди сочинений 90-х гг. - 'Пьесы-фантазии' (в т. ч. Прелюдия до-диез минор) и 'Музыкальные моменты' (1896) для фортепьяно, 1-я сюита для 2 фортепьяно (1893), симфоническая фантазия 'Утёс' (1893), Элегическое трио (памяти П. И. Чайковского, 1893), 'Каприччио на цыганские темы' для оркестра (1894), 1-я симфония (1895), свыше 20 романсов (в т. ч. 'Весенние воды'). В 1897-98 был дирижёром Московской частной русской оперы (здесь началась его дружба с Ф. И. Шаляпиным), в 1904-06 - Большого театра и симфонических концертов Кружка любителей русской музыки. С 1900 постоянно концертировал как пианист и дирижёр в России и за границей (в 1907-14 - в ряде европейских стран, в 1909-10 - в США и Канаде). В 1909-12 участвовал в деятельности Русского музыкального общества (один из инспекторов дирекции), в 1909-17 - Российского музыкального издательства. Среди сочинений 1900-1910-х гг. - 2-й (1901) и 3-й (1909) концерты для фортепьяно с оркестром, 2-я симфония (1907), симфоническая поэма 'Остров мёртвых' (по мотивам картины А. Бёклина, 1902), оперы 'Скупой рыцарь' (по Пушкину) и 'Франческа да Римини' (по Данте, обе 1904), кантата 'Весна' (1908), поэма 'Колокола' для оркестра, хора и солистов (1913), 'Всенощное бдение' для хора а капелла (1915), 4 серии романсов, соната для виолончели и фортепьяно (1901), 2-я сюита для 2 фортепьяно (1901); 2 сонаты (1907, 1913), 23 прелюдии, 17 этюдов-картин (1911, 1917) для фортепьяно. В декабре 1917 Р. уехал на гастроли в Скандинавию, в 1918 переселился в США. В 1918-43 занимался преимущественно концертно-пианистической деятельностью (США и Европа). Создал лишь немногие сочинения - 4-й концерт (1926) и 'Рапсодию на тему Паганини' (1934) для фортепьяно с оркестром, '3 русские песни' для оркестра и хора (1926), 'Вариации на тему Корелли' для фортепьяно (1931), 3-ю симфонию (1936), 'Симфонические танцы' (1940). В 1941-42 выступил с концертами, сборы от которых передал в помощь Советской Армии.
Р. - один из крупнейших музыкантов рубежа 19-20 вв. Его искусство отличает жизненная правдивость, демократическая направленность, искренность и эмоциональная полнота художественного высказывания. Следовал лучшим традициям музыкальной классики, прежде всего русской. Обострённо-лирическое ощущение эпохи грандиозных социальных потрясений связано у Р. с воплощением образов родины. Был проникновенным певцом русской природы. В его сочинениях тесно сосуществуют страстные порывы непримиримого протеста и тихоупоённое созерцание, трепетная насторожённость и волевая решимость, мрачный трагизм и восторженная гимничность. Музыка Р., обладающая неистощимым мелодическим и подголосочно-полифоническим богатством, впитала русские народно-песенные истоки и некоторые особенности знаменного распева . Одна из самобытных основ музыкального стиля Р. - органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания с ритмической энергией. Национально-колоритная черта гармонического языка - многообразное претворение колокольных звучностей. Р. развил достижения рус. лирико-драматического и эпического симфонизма. Тема родины, центральная в зрелом творчестве Р., с наибольшей полнотой воплотилась в его крупных инструментальных произведениях, особенно во 2-м и 3-м фортепьянных концертах, преломившись в лирико-трагическом аспекте в поздних сочинениях композитора. Имя Р. как пианиста стоит в одном ряду с именами Ф. Листа и А. Г. Рубинштейна. феноменальная техника, певучая глубина тона, гибкая и властная ритмика всецело подчинялись в игре Р. высокой одухотворённости и яркой образности выражения. Р. был также одним из крупнейших оперных и симфонических дирижёров своего времени.
Лит.: Асафьев Б. В., С. В. Рахманинов, [М.], 1945: С. В. Рахманинов. Сб. статей и материалов, М. - Л., 1947; С. В. Рахманинов и русская опера. Сб. статей, М., 1947; Молодые годы С. В. Рахманинова. Письма. Воспоминания, Л. - М., 1949; Понизовкин Ю., Рахманинов - пианист, интерпретатор собственных произведений, М., 1965; Брянцева В., Фортепианные пьесы Рахманинова, М., 1966; ее же, Детство и юность Сергея Рахманинова, 2 изд., М., 1972; С. В. Рахманинов в Ивановке. Сб. материалов и документов, Воронеж, 1971; Келдыш Ю., Рахманинов и его время, М., 1973; Воспоминания о Рахманинове, Сост. 3 . Апетян, т. 1-2, 4 изд., М., 1974; Памяти С. В. Рахманинова. [Сб. воспоминаний], Нью-Йорк, 1946; Rachmaninoff's recollections told by Oscar von Riesemann, L. - N. Y., 1934; Bertensson S. and Leyda J., Sergei Rachmaninoff. A lifetime in music, N. Y., 1956.
В. Н. Брянцева.