Значение ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

проблема, в широком смысле - вопрос об отношении психических явлений к физическим, в более узком - о соотношении между психическими и физиологическими (нейрогуморальными) процессами. Мысль о зависимости психики (душевных проявлений) от внешней природы и от жизни тела обосновывалась ещё в древнегреческой натурфилософии. Особую разработку П. п. получила в новое время, когда в философии 17 в. сложилась механистическая картина мира и психические явления стали рассматриваться в качестве неотделимых от тела и подчинённых единым для всего мироздания законам. В 17 в. возникли два варианта решения П. п., оказавшие большое влияние на последующую философскую и научную мысль, - психофизическое взаимодействие (Р. Декарт ) и психофизический параллелизм (Г. Лейбниц ). Согласно Декарту, живое тело является своего рода машиной, тогда как сознание (мышление, воля), будучи отличной от тела субстанцией, с одной стороны, испытывает его влияние (при ощущениях, аффектах и т.д.), с другой - способно воздействовать на него (например, при волевом усилии). Это учение о взаимодействии психического и физического было отвергнуто сторонниками неразделённости сознания и мозга, как с идеалистических (Лейбниц, Н. Мальбранш ), так и с материалистических (Д. Гартли ) позиций. Идее взаимодействия был противопоставлен принцип параллельного протекания психических и физических процессов. Он приобрёл большую популярность в 19 в., когда открытие закона сохранения энергии сделало невозможным представлять сознание по типу особой силы, способной произвольно изменять поведение организма. Вместе с тем дарвиновское учение требовало понять психику как активный фактор регуляции жизненных процессов. Это требование получило ложное преломление в новых вариантах психофизического взаимодействия (У. Джемс ). В конце 19 - начале 20 вв. распространилась махистская трактовка П. п. (см. Махизм ), согласно которой душа и тело 'построены' из одних и тех же 'элементов' (ощущений), и поэтому нужно говорить не о соотношении реальных процессов - физиологических и психических, а о различных 'комплексах ощущений'. Эта идеалистическая концепция была подвергнута критике В. И. Лениным в работе 'Материализм и эмпириокритицизм'. Диалектический материализм решает П. п. на основе понимания психики как активного отображения реальности, возникающего в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых систем с внешним миром. Будучи неотделимо от этого процесса, психическое выполняет по отношению к нему регулирующую функцию.

Лит.: Рубинштейн С. Л., Бытие и сознание, М., 1957.

М. Г. Ярошевский.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.