Значение слова ОККАЗИОНАЛИЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ОККАЗИОНАЛИЗМ

(от лат. occasio, род. падеж occasionis - случай, повод), направление в западно-европейской философии 17 в., идеалистически решавшее поставленный дуалистической философией Р. Декарта вопрос о взаимоотношении души и тела. Представителями О. являлись И. Клауберг, А. Гейлинкс , Н. Мальбранш и др. Неспособность картезианского дуализма (см. Картезианство ) объяснить факты воздействия души на тело и на оборот (см. Психофизическая проблема ) послужила исходным пунктом О., утверждавшего принципиальную невозможность взаимодействия души и тела. То, что представляется телесной причиной какой-либо мысли или волевого акта, в действительности, по учению О., есть не более чем 'повод' для истинной 'действующей' причины, какой может быть только бог. Взаимодействие тела и духа О. объявлял результатом непрерывного 'чуда' - прямого вмешательства божества в каждом отдельном случае. Идеалистическую переработку картезианства завершил Мальбранш, который выступил с утверждением невозможности влияния не только тела на душу, но и тела на тело. В философии Г. Лейбница О. был переработан в учение о предустановленной гармонии.

Лит.: Введенский А. И. Декарт и окказионализм, Берлин - П. - М., 1922; Быховский Б. Э., Философия Декарта, М. - Л., 1940, с. 138-48; Lenoble R., Mersenne ou la naissance du mecanisme, P., 1943 (отрывки из соч. окказионалистов и лит.); Balz A., Cartesion studies, N. Y., 1951; Callot E., Probleemes du cartesianisme, Cardet-Annecy, 1956.

В. В. Соколов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.