(от лат. primitivus - первый, самый ранний), в первоначальном смысле - памятник раннего периода эволюции искусства. Понятие 'П.' возникло из характерного для эстетики и искусствознания 18-19 вв. противопоставления 'младенческих' и 'зрелых' ступеней развития искусства; при этом т. н. П. (особенно с 18 в.) могли привлекать целостностью и кажущейся простотой своего образного строя, т. е. чертами, наглядно выступающими при сравнении их с произведениями господствующих стилей. В современном искусствознании обозначение П. в целом утратило оценочный оттенок и обрело чисто номенклатурный смысл. Оно употребляется применительно к произведениям художников позднего средневековья (например, 'итальянский П.'), к искусству народов, сохранивших черты первобытно-общинного строя (понятие 'примитивное искусство' бытует, однако, лишь в зарубежной науке), к творчеству мастеров, не получивших систематического художественного образования, и представителей примитивизма .
Лит.: Previtali G., La fortuna dei primitivi dal Vasari ai neoclassici, Torino, 1964; Venturi L., iI gusto dei primitivi, Torino, 1972.