религиозное представление об исходящей от воли божества детерминированности этического поведения человека и отсюда его 'спасения' или 'осуждения' в вечности. Особое значение приобретает в монотеистических религиях, поскольку с точки зрения последовательного монотеизма всё существующее определяется в конечном счёте волей бога. При этом концепция П. вступает в противоречие с учением о свободе воли и ответственности человека за его вину, без которого оказывается невозможной религиозная этика. Это обусловило возникновение споров о П. в иудаизме , исламе , христианстве . Сообщая о существовании в Иудее трёх направлений, историк Иосиф Флавий (1 в.) характеризует ессеев как сторонников доктрины о П., саддукеев - как сторонников учения о свободной воле, а фарисеям приписывает компромиссную позицию. В исламской теологии 8-9 вв. шла острая полемика между джабаритами, учившими об абсолютном П., и кадаритами, отстаивавшими свободу воли. В христианстве концепция П. была сформулирована Августином в борьбе с пелагианством : благодать не может быть заслужена и обусловлена лишь свободным произволом божества. Повышенный интерес к проблеме П. характерен для религиозного индивидуализма Реформации - для М. Лютера и особенно для Ж. Кальвина , развившего учение об абсолютном П. - кальвинизм .
С. С. Аверинцев.