Алексей Дмитриевич [12(24).3.1892, г. Николаевск, ныне Пугачев Саратовской области, - 18.8.1961, Москва], советский режиссёр, теоретик театра и педагог, народный артист СССР (1948), доктор искусствоведения (1957). Член КПСС с 1954. Учился в школе живописи в Казани С 1912 актёр МХТ. В 1918-23 актёр, режиссёр и руководитель Театра студийных постановок (Кострома), где создал ряд спектаклей, следуя творческим принципам МХТ ('Потоп' Бергера, 'Сверчок на печи' Диккенса, 'Вечер, посвященный Парижской Коммуне' и др). В 1923-30 режиссёр 3-й Студии МХТ (с 1926 - Театр им. Евг. Вахтангова), где активно утверждал советскую драматургию, поставив спектакли 'Виринея' Сейфуллиной и Правдухина (1925), 'Разлом' Лавренева (1927). В 1930-35 художественный руководитель Театра Революции; в его постановках пьес Н. Ф. Погодина 'Поэма о топоре' (1931), 'Мой друг' (1932), 'После бала' (1934) нашла убедительное сценическое воплощение героика социалистических строек.
Деятельность П.-режиссёра, отмеченная правдивым, многогранным раскрытием духовного мира человека нового, социалистического общества, особенно полно проявилась в Центральном театре Красной (ныне Советской) Армии (ЦТСА), который он возглавлял в 1935-60. Здесь П. создал большие народно-героические спектакли, посвященные созидательному труду и воинским подвигам советского человека. Типические черты современника П. раскрывал через бережную, тонкую передачу психологии каждого отдельного образа и одновременно через насыщенные мыслью и чувством массовые сцены. Среди его работ в ЦТСА - 'Год 19-й' Прута (1936), 'Сталинградцы' Чепурина (1944), 'Степь широкая' Винникова (1949), 'Поднятая целина' по Шолохову (1957). Ставил спектакли, посвященные истории России: 'Полководец Суворов' Бехтерева и Разумовского (1939), 'Полководец' Тренева (1945), 'Флаг адмирала' Штейна (1950) - в ЦТСА; 'Иван Грозный' ('Трудные годы') А. Н. Толстого (1946) - во МХАТе.
Значительным вкладом в сценическое раскрытие философского гуманистического смысла произведений У. Шекспира явились постановки П. трагедии 'Ромео и Джульетта' (1935, Театр Революции) и комедии 'Укрощение строптивой' (1937, ЦТСА). Интересным опытом создания одной из первых советских кинокомедий был фильм П. 'Два друга, модель и подруга' (1928). Принципы режиссёрской школы МХАТа П. применял творчески, основываясь прежде всего на проникновении в сущность современной действительности, в духовный мир советского человека. Теоретически разработал положение о художественной целостности спектакля как об органической гармонии всех его компонентов, в основе которых лежит жизненная правда. П. был воспитателем многих актёров и режиссёров. С 1919 вёл педагогическую работу, преподавал в училище при ЦТСА и в ГИТИСе (с 1940 профессор, в 1961 художественный руководитель). Государственная премия СССР (1943, 1950, 1951). Награжден орденом Ленина и медалями.
Соч.: Художественная целостность спектакля, М., 1959; Воспоминания и размышления о театре, М.. 1963; Спектакль и режиссер. 2 изд., М., 1972.
Лит.: Зоркая Н., Творческий путь А. Д. Попова, М., 1954.
Б. И. Ростоцкий.