Значение ПОГОДИН НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ПОГОДИН НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ

(псевдоним; настоящая фамилия Стукалов) Николай Федорович [3 (16).11.1900, станица Гундоровская, ныне Донецкой области, - 19.9.1962, Москва], русский советский драматург, заслуженный деятель искусств РСФСР (1949). Печатался с 1920. Разъездной корреспондент 'Правды' (1922-32). Опубликовал сборники очерков 'Кумачовое утро', 'Красные ростки' (оба - 1926). События и герои, о которых писал П.-журналист, перешли в первые его пьесы. От образа коллективного героя - рабочей массы строителей-сезонников в 'Темпе' (1929, пост. 1930) П. шёл к созданию индивидуальных характеров: 'Поэма о топоре' (1930, пост. 1931), 'Мой друг' (1932), 'После бала' (1934) и др.; от репортажной интонации первых пьес - к фабульной остроте 'Аристократов' (1934). Пьесы П. о тружениках первой пятилетки сыграли важную роль в сближении сов. театра с социалистической действительностью, в драматургической и сценической разработке образа современника. Для них характерна свободная архитектоника. Драматическое действие нередко переносится в заводской цех, на строительные площадки и колхозные поля.

Трилогия о рождении и первых шагах Советского государства, в центре которой образ Ленина, - 'Человек с ружьем' (1937; Государственная премия СССР, 1941, одноименный фильм, 1938), 'Кремлёвские куранты' (1940; пост. 1942, новая редакция 1955, пост. 1956), 'Третья патетическая' (1958, пост. 1959) - значительное достижение драматургии социалистического реализма (Ленинская премия, 1959). Через судьбы героев показаны движущие силы революции, её преобразующее воздействие на людей; раскрывается многогранная деятельность Ленина. Трилогии свойственно соединение публицистики с лирикой, широты охвата событий с психологической углублённостью в обрисовке действующих лиц.

В ряде комедийных произведений П., сценарии фильма 'Кубанские казаки' (1950; Государственная премия СССР, 1951) сказалось ослабление конфликтности. Укрупнение социальных масштабов и обострение нравственных коллизий наметилось в комедии 'Когда ломаются копья' (1953), драме 'Сонет Петрарки' (1956). В 50-е гг. П. особый интерес проявлял к исследованию нравственного облика, характера советской молодёжи: пьесы 'Маленькая студентка' (1958), 'Голубая рапсодия' (1961) и др.; роман 'Янтарное ожерелье' (1960). П. - драматург, публицист и критик - сыграл значительную роль в развитии советского театра. Был главным редактором журнала 'Театр' (1951-60). Награжден 2 орденами Ленина, а также медалями.

Соч.: Собр. драматических произведений, т. 1-5, М., 1960-61; Собр. соч., т. 1-4, М., 1972-73; Театр и жизнь, М., 1953; Искать, мыслить, открывать, М., 1966; Неизданное, т. 1-2, М., 1969; Автобиографическая заметка, в кн.: Советские писатели, т. 2, М., 1959.

Лит.: Зайцев И., Николай Федорович Погодин, М.-Л., 1958; Попов А., Воспоминания и размышления о театре, М., 1963; Караганов А., Огни Смольного, М., 1966; Холодов Е., Пьесы и годы. Драматургия Н. Погодина, М., 1967; Слово о Погодине. Воспоминания, М., 1968; Потапов Н., Живее всех живых. Образ В. И. Ленина в советской драматургии, М., 1969.

Н. В. Зайцев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.