Дмитрий Моисеевич [1(13).9.1863, с. Кобриново Киевской губернии, ныне Черкасская область,- 12.12.1942, Казань], русский историк-медиевист, академик АН СССР (1929; член-корреспондент 1924), заслуженный профессор (1925). В 1886 окончил Киевский университет, где учился у И. В. Лучицкого . Преподавал в Москве, Варшаве, Петербурге, Иванове. С 1906 профессор Московского университета, который покинул в 1911 в знак протеста против реакционной политики министра народного просвещения Л. А. Кассо. Вернулся в университет в 1917. В 20-е гг. директор института истории Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН).
П. принадлежал к социально-экономическому направлению в русской медиевистике, в начале научной деятельности испытал некоторое влияние идей исторического материализма. П. выступил продолжателем П. Г. Виноградова в изучении аграрных отношений в средневековой Англии. Работа П. 'Восстание Уота Тайлера' (части 1-2, 1897-1901; 4 издание 1937) представляет собой классическое для буржуазной историографии исследование кризиса английского манора в 13-14 вв. Восстание английского крестьянства рассматривается П. как закономерный результат разложения феодального общества и возникновения новых экономических отношений в английской деревне. В работе воссоздана яркая картина восстания и показан его прогрессивный, антифеодальный характер. Однако П. модернизировал характер социально-экономических отношений в Англии 14 в., квалифицируя их как капиталистические, преувеличивая степень распространения денежной ренты, идеализировал феодальные отношения периода их расцвета (согласно его концепции - до конца 13 в.), доказывая совпадение хозяйственных интересов феодала и крепостной общины. Проблеме генезиса феодализма в Западной Европе посвящены его 'Очерки из истории средневекового общества и государства' (1907; 5 изд. 1922), особенностям развития феодализма и феодального государства в Англии (до конца 13 в.) - 'Очерки из истории английского государства и общества в средние века' (1903; 4 изд. 1937). П. придерживался в целом общинной теории , которую он сочетал с вотчинной теорией . Исходя из понимания средневекового общества как продукта взаимодействия римского и германского начал, он стремился показать конкретный ход процесса феодализации в Западной Европе в различных исторических условиях. В то же время для исторической концепции П. было характерно искусственное разделение феодализма на 'политический' (по П., состояние политической раздробленности) и 'социальный' (экономическая структура общества, характеризующаяся господством натурального хозяйства, вотчинных отношений; сословная организация общества). В 1920-е гг. под влиянием концепций Г. Белова и особенно А. Допша наметился переход П. на позиции неокантианства. Он стал рассматривать феодализм как исключительно политическое учреждение, не связанное с определёнными формами хозяйственной жизни и представляющее собой систему соподчинённых сословий, созданную государством для удовлетворения своих потребностей. С этим сочеталось отрицание существования свободной общины, проповедь извечности частной собственности и социального неравенства у древних германцев и 'вотчинного капитализма' в средние века. Наиболее полно эти взгляды получили отражение в его 'Очерках из экономической истории средневековой Европы' (1928). В переводе и под редакцией П. опубликован ряд источников по истории Англии 11-14 вв.
Лит.: Средние века, в. 2 . М.- Л., 1946 (посвящен памяти П., имеется библ. его работ); Данилов А. И., Эволюция идейно-методологических взглядов Д. М. Петрушевского и некоторые вопросы историографии средних веков, там же, в. 6, М., 1955; Могильницкий Б. Г., Д. М. Петрушевский как историк западноевропейского феодализма, 'Уч. зап. Томского гос. университета', 1958, | 30; Гутнова Е. В., Историография истории средних веков, М., 1974 (см. Указат. имён).
Б. Г. Могильницкий.