(Petrarca) Франческо (20.7.1304, Ареццо,- 19.7.1374, Аркуа, близ Падуи), итальянский поэт. Сын флорентийского нотариуса, переселившегося в 1312 в Прованс. В 1316 П. изучал право в Монпелье, в 1320 - в Болонье. В 1326 принял духовное звание, был миноритом (членом ордена францисканцев). Родоначальник гуманистической культуры Возрождения, П. ещё не полностью отошёл от средневековья. Но он критически переоценивал схоластику, утверждал свободу индивидуальности и придавал большое значение поэтическому творчеству. Философский трактат на латинском языке 'О презрении к миру' ('Secretum', 1342-43) отразил столкновение духовного 'Я' поэта, стремящегося к литературной славе и воспевающего любовь к женщине, с аскетической моралью, от которой он ещё не освободился. Жажда поэтической славы прозвучала и в краткой автобиографии 'Письмо к потомкам' ('Posteritati', 1374). П.- один из первых европейских гуманистов, идеализировавших античный мир. Он - автор латинской поэмы 'Африка' (1339-1342), повествующей в стиле 'Энеиды' Вергилия о 2-й Пунической войне, а также пастушеских эклог аллегорического содержания 'Буколики' ('Bucolicum carmen'. 1346-57).
В лирике П. на итальянском языке есть политические стихи. В канцоне 'Моя Италия' П. с горечью пишет о раздробленности страны, об анархии и междоусобицах. Другую канцону - 'Благородный дух' он посвятил Кола ди Риенцо , которого призывает спасти итальянский народ. Но особое значение в творчестве П. имеет любовная лирика, посвященная Лауре - женщине, которую он, по его словам, встретил в церкви в 1327. Канцоньере состоит из 2 частей -'На жизнь мадонны Лауры' и 'На смерть мадонны Лауры' и содержит 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 7 баллад и 4 мадригала. Это своеобразный поэтический дневник, где также проявилось противоречие между аскетическим средневековым сознанием и утверждением нового видения мира. Связанная с провансальской и сицилийской поэзией, а также со школой 'дольче стиль нуово' , лирика П. вместе с тем представляет новый этап в развитии итальянской и европейской поэзии. Изображение любимой женщины стало у П. конкретным и жизненным, а любовные переживания показаны во всей их противоречивости и изменчивости. П. обновил не только содержание поэзии, но создал совершенную стихотворную форму, стих его музыкален, образы изящны, стилистические приёмы (антитеза и риторический вопрос), отражающие смятенное состояние его души и придающие сонетам драматизм, не нарушают плавности стиха и гармоничность характера его поэзии. Кроме лирики, П. посвятил Лауре аллегорическую поэму 'Триумфы' (1354), написанную терцинами. Поэма дидактична и пронизана аскетизмом.
Лирика П. оказала огромное влияние на развитие европейской поэзии (так называемый петраркизм). Наряду с Данте и Дж. Боккаччо П. является создателем итальянского литературного языка.
Соч.: Edizione nazionale della opere di F. Petrarca, v. 1, 10-14, Firenze, 1926-43; в рус. пер.- Избр. лирика, [пер. с итальянского и комментарии А. Эфроса], М., 1955; Книга песен, М., 1963 [сост., предисл. и примеч. Б. Пуришева]; Избранное, сост. и ред. Н. Томашевского, М., 1974.
Лит.: Де Санктис Ф., История итальянской литературы, т. 1-2, М., 1963-1964; Мокульский С. С., Итальянская литература. Возрождение и Просвещение, М., 1966; Парандовский Я., Петрарка, 'Иностранная литература', 1974, | 6; Хлодовский Р. И., Ф. Петрарка. Поэзия гуманизма, М., 1974; Bosco U., F. Petrarca, Bari, 1961: Curato B., Introduzione a Petrarca, Cremona, [1963]; Storia della letteratura italiana, v. 2, [Mil., 1965]; Quaglio A. Е., F. Petrarca, [Mil., 1967]; Forster L., The icy fire. Five studies in European Petrarchism, [L.- N. Y.], 1969 (лит.); Bergin Th. G., Petrarch, N. Y., [1970] (лит.).
Н. Г. Елина.