лад, лад, в котором функция устоя (тоники) переходит от одного тона к другому (того же звукоряда), а также лад, звукоряд которого изменяется при одной и той же тонике (устое) (по И. В. Способину).
Понятие П. л. применяется обычно к первому типу (хотя его скорее следовало бы называть переменно-тональным, а второй - собственно переменно-ладовым). Понятие и термин 'П. л.' были впервые предложены русским музыкальным теоретиком Б. Л. Яворским. П. л. распространены в народной музыке, в частности в русской. Относительная непрочность тонального центра позволяет ему сравнительно легко смещаться практически на любую ступень, причём ощущения модуляции не возникает. Отличие переменно-ладового смещения опоры от модуляции - в отсутствии ухода из одной тональности и установления другой, либо в слиянии двух или нескольких тональностей (с единым звукорядом) в одно ладовое целое. Преобладает ощущение двух или нескольких красок, принадлежащих той же ладовой системе (М. И. Глинка, 'Иван Сусанин', 1-е действие, хор 'Лёд реку в полон забрал'). Особенно заметно это в наиболее распространённом виде П. л.- параллельно-переменном ладе, часто встречающемся в русских народных песнях:
Мягкость переходов от одной опоры к другой, обычная для П. л., придаёт ему спокойно-переливчатый характер. Возможна, однако, и иная его трактовка - см., например, отрывок из 2-го действия оперы 'Князь Игорь' Бородина:
Лит.: Протопопов С. В., Элементы строения музыкальной речи, ч. 1-2, М., 1930; Вахромеев В. А., Ладовая структура русских народных песен, М., 1968; Способин И. В. Лекции по курсу гармонии, М., 1969.
Ю. Н. Холопов.