Значение ПАЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ПАЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

литература, сочинения разных жанров на языке пали , возникшие в начале н. э. в Индии и на острове Шри-Ланка, а затем, по мере распространения буддизма, в Бирме, Таи, Лаосе, Камбодже. П. л. в целом является буддийской. Её ядро составляет буддийский канон - 'Типитака'. Существуют др. версии канона (санскриптический, пракритический, тибетский, китайский и т.д.), но палийская, связанная с сектой тхеравадинов, является наиболее полной и образует огромную по объёму и разнообразию жанров и тем литературу. В него входят разделы: 'Виная-питака', 'Абхидхамма-питака' и 'Сутта-питака'. 'Виная-питака' - правила поведения буддиста, организация ранней буддийской общины; 'Абхидхамма-питака' - изложение основ буддийского учения дхаммы; 'Сутта-питака' принадлежит к наиболее замечательным частям канона по широте содержания, разнообразию жанров и стилей, высоким художественным достоинствам. 'Сутта-питака' состоит из пяти основных частей - 'Дигха-никая', 'Маджджхима-никая', 'Самъютта-никая', 'Ангуттара-никая', 'Кхуддака-никая'. Из отдельных произведений этого собрания выделяются 'Дхаммапада' - высокохудожественный сборник стихотворных изречений, 'Сутта-нипата' - одна из старейших частей канона (изложение мыслей Будды о 'пути к спасению'), 'Джатаки' (около 550 рассказов-легенд, главным образом фольклорного происхождения о перевоплощениях Будды), сборники древней, буддийски окрашенной лирики 'Тхера-гатха' и 'Тхери-гатха', 'Махапариниббанасутта' (рассказывающая о последних днях и смерти Будды), 'Дхаммачаккаппават-танасутта'(содержащая знаменитую Бенаресскую проповедь Будды) и т.д. К канону тесно примыкает 'Паритта' - антология текстов, используемых при заклинаниях и магических действиях. Из неканонической литературы выделяются шедевр мировой философской литературы 'Милиндапаньха' (не ранее конца 2 в.), исторические хроники - 'Дипаванса', 'Махаванса' и 'Чулаванса', излагающие события истории острова Шри-Ланка. С 5 в. начинается период расцвета П. л. на острове Шри-Ланка, связанный с появлением огромной комментаторской литературы. Среди комментаторов канона выделяется Буддхагхоша; его знаменитая работа 'Висуддхимагга' ('Путь к очищению') - компендиум буддийской догматики и философии. Известностью пользовались также Буддхадатта (автор пяти руководств к канону) и Дхаммапала. В 12 в. начался новый период в истории П. л.: 'Джиначарита' (поэма о Будде), труды по грамматике, лексике и просодии Каччаяны и Моггаланы, вторичная комментаторская литература и т.п. В Бирме и странах Индокитая П. л. начала развиваться позже и в значительной степени в зависимости от соответствующих сочинений, созданных на острове Шри-Ланка. Как одна из великих литератур прошлого, П. л. изучается в Европе, США, Индии, на острове Шри-Ланка, в Индокитае и Японии.

Лит.: Минаев И. П., Очерк фонетики и морфологии языка пали, СПБ, 1872; Елизаренкова Т. Я., Топоров В. Н., Язык пали, М., 1965 (лит.): Bode М. Н., The Pali literature of Burma, L., 1905; Malalasekera G. P., Pali literature of Ceylon, L., 1928; Law B. Ch., A history of Pali literature, v. 1-2, L., 1933; Санкритьяян Р., Пали сахитья ка итихас, Лакхнау, 1963; Warder А. К., Pali Metre, L., 1967.

Т. Я. Елизаренкова.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.