Значение слова ВИНАЯ-ПИТАКАМ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ВИНАЯ-ПИТАКАМ

(Vinayapitakam = отдел дисциплины; vinaya — воспитание, приличие, скромность; pitakam — корзина; буквально: корзина дисциплины) — один из важнейших памятников буддийской священной литературы. По преданию, вскоре после смерти Будды в Магадха, в городе Раджагрха (R?jagriha), собрались его ученики в числе пятисот, под предводительством Кашьяпы (K??yapa), выбранного самим Буддой себе в преемники и получившего прозвище Mah?k??yapa (великий К.). Собор этот (Sangiti — собеседование) продолжался целых семь месяцев, и на нем был сделан полный свод канонических буддийских книг. Весь свод был разделен на три отдела (pitakam), почему и называется Трипитака (Tripitaka, или на священном языке буддистов п?ли — Tipitaka). Первый отдел — Сутра-Питакам (S?tra — правило) содержит изречения и речи Будды и его беседы с учениками. Редакция его приписывается бхикшу (буддийский монах) Ананде (Ananda). Второй отдел, Виная-П., содержащий дисциплинарные уставы и обряд богослужения, составлен был бхикшу Упали (Up?li), а третий — Абхидхарма-П. (Abhidharma — метафизика), заключающий догматику и метафизику буддизма, — самим Кашьяпой. У северных буддистов весь этот канон имеется на санскрите, а у южных употребительна редакция на языке пали (P?li, см. это сл.). Отдел Виная считается особенно священным и предназначенным только для употребления духовенства. Ср. "The Vinaya Pitakam, one of the Principal Buddhist Holy Scriptures in the P?li Language, edit. by H. Oldenberg" (Лонд., 1879—1883); перевод: "Vinaya texts. With an introduct., translated from the P?li by F. W. Rhys Davids and H. Oldenberg" (т. I и II, Оксфорд, 1881—1882); то же под заглавием: "Sacred Books of the East" (т. XIII, XVIII).Впоследствии при распространении буддизма по разным странам Азии Виная-П. претерпела очень много местных редакций, которые получили окончательную обработку уже в сравнительно очень позднее время. Китайская Виная древнее тибетской. Палийская делится на пять частей: первые две (P?r?jik? и P?chiti) содержат узаконения относительно преступлений и оскорблений духовных лиц; следующие две (Mah?vagga и Cullovagga) — правила и постановления относительно буддийской иерархии и культа, а последняя (Pariv?ra) повторяет содержание предшествующих книг в форме катехизиса. В. служит главным источником сведений о буддийской духовной иерархии, которая развивалась постепенно. Будда принимал в число своих учеников или слушателей всех, без различия касты, но при постоянном росте числа его последователей и их совместной жизни вскоре пришлось установить известную табель о рангах. Сначала принимались во внимание возраст (старшие — Sthavir?s; из этих-то Sthavir?s и состоял упомянутый выше первый буддийский собор) и степень заслуг (достойные — Arhantas). С распространением буддизма явилась уже необходимость различать посвящавших себя вполне духовному званию (бхикшу, Bhikshu, нищенствующий монах, и бхикшуни — Bhikshun? — монахиня) от простых мирян обоего пола, только исповедовавших буддизм (упасака — Up?saka = слуга, приверженец и упасика — Up?sik? = служанка, приверженица от upa + ?s = сидеть рядом, ждать, прислуживать). Бхикшу должен вести самый простой и бедный образ жизни. Пища (б. ч. растительная), одежда, жилище подчинены особым предписаниям и очень ограничены. Содержание монахов предоставлено благотворительности мирян, доставляющих им их желтые одежды и милостыню. Среди бхикшу различались четыре степени святости: 1) Srota?panna (сротаапанна — достигший потока или вошедший в течение); ему остается родиться на свет только семь раз, и он не может после смерти возродиться в виде животного или злого духа; 2) Sakrid?g?min — сакрадагамин, т. е. тот, который родится еще только один раз; 3) An?g?min — анагамин, имеющий родиться только в высших сферах и освобожденный от необходимости родиться человеком; 4) самая высокая степень, Arhant — архант — святой, переходящий после смерти прямо в нирвану (см. это сл.).С. Булич.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.