Значение слова ОДЕРЖИМОСТЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ОДЕРЖИМОСТЬ

(мед.), группа особых психических состояний, характеризующихся чувством подчинённости субъекта враждебной и неодолимой (обычно иррациональной) силе ( колдовству и т.п.); может быть симптомом психозов (вид бреда ) либо формой психической реакции человека (группы людей) на определённые влияния социальной среды (важные факторы - высокая внушаемость и низкий культурный уровень). В последнем понимании различают несколько основных форм О. Бесоодержимость была широко распространена, например, в средневековье, особенно среди женщин, испытавших 'греховные соблазны' и добровольно, а чаще под пытками инквизиции сознававшихся в преступных связях с сатаной. При околдованности (т. е. 'порче') через заклинание, символические действия, добавление в пищу или питье 'приворотного зелья' у 'жертв' (при условии их высокой внушаемости) возникают такие формы О., как иссушающая любовь, изнуряющая болезнь и т.п. В конце 19 в. в некоторых местностях Сибири, Якутии и Колымы у целых групп населения наблюдалась своеобразная форма О., проявлявшейся в насильственной (т. е. противоречащей воле и желанию самого одержимого) потребности прыгать, ругаться, передразнивать окружающих. Эта форма О., получившая название мереченья (эмиречения), имеет общие черты с шаманством . В 20 в. аналогичные состояния описаны у островитян Зондского архипелага, южноамериканских индейцев и др. В зарубежной литературе эти состояния обозначают терминами 'латах' (latah), 'иму'; наблюдаются преимущественно у женщин и выражаются чаще всего в циничных телодвижениях и выкриках.

Амок - немотивированный приступ слепого агрессивного возбуждения, сходный с эпилептическим, согласно современным исследованиям, имеет основу (чувство зависимости от враждебных социальных сил, обида, стыд, 'потеря лица' - с точки зрения местных понятий), близкую и др. формам О.

Лит.: Токарский А. А., Мерячение и болезнь судорожных подергиваний, 2 изд., М. 1893; Каннабих Ю., История психиатрии, М., 1929, гл. 5; Мицкевич С. И., Мэнэрик и эмиряченье. Формы истерии в Колымском крае, Л., 1929; Preiffer W., versenkungs und Trancezustande bei indonesischen Volksstammen, 'Nervenarzt' Jg. 37, 1966, | 1; Westermeyer J., A comparison of amolt and other homicide in Laos, 'American Journal of Psychiatry', 1972, v. 129, | 6 .

А. М. Халецкий.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.