Значение ОБРАМЛЁННАЯ ПОВЕСТЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ОБРАМЛЁННАЯ ПОВЕСТЬ

повесть , средневековый литературный жанр, для которого характерно объединение посредством связующей повествовательной 'рамки' разнородных рассказов новеллистического, сказочного или басенного типа. Нарративная, развлекательная установка вставных рассказов обычно сочетается с дидактической тенденцией рамочной истории, придающей сборникам О. п. композиционную цельность и художественную завершённость. Истоки О. п. можно обнаружить в повествовательной литературе и фольклоре Древнего Востока и европейской античности, но окончательно как жанр она сложилась, по-видимому, в Индии в 1-й половине 1-го тыс. н. э. Образцовыми произведениями жанра считаются 'Великий сказ' Гунадхьи , дошедший в поздних переделках, и особенно 'Панчатантра' , в которой часть вставных рассказов присоединена непосредственно к рамке, а остальные - последовательно друг к другу, образуя многоступенчатую систему подчинения [т. н. композиция 'выдвижных ящиков' - emboxed tales (английское) или recit à tiroirs (французское)]. Дидактическая направленность рамочной истории, свойственная 'Панчатантре', значительно ослаблена в других средне-вековых санскритских сборниках: '25 рассказов веталы', '70 рассказов попугая', 'Жизнь Викрамы' и др., где рамка служит лишь формальным поводом для нанизывания вставных эпизодов. Композиция О. п. позволяла вводить в неё новые и заменять старые рассказы; это приводило к существованию многих версий одного и того же памятника и содействовало проникновению О. п. в фольклор и литературы Востока и Запада. С помощью переводов с индийских языков и компиляции из местных и иноземных фольклорных источников возникают произведения О. п. на персидском, арабском, монгольском, еврейском, греческом, тюрком, славянском и романских языках ('Калила и Димна', 'Книга Синдбада', 'Тысяча и одна ночь', 'Книга попугая', 'Волшебный мертвец' и др.). В Европе ранними и относительно самостоятельными образцами жанра являются средне-вековые дидактические сборники 'exempla' и среди них 'Наставление клирикам' Педро Альфонсо (1062-1140) и 'Граф Луканор' Хуана Мануэля (1282-1348). Впоследствии композиционная структура О. п. прослеживается в 'Кентерберийских рассказах' Дж. Чосера, 'Гептамероне' Маргариты Наваррской, у итальянских новеллистов Возрождения и прежде всего в 'Декамероне' Дж. Боккаччо.

Лит.: Шкловский В., О теории прозы, М., 1929; Гринцер П. А., Древнеиндийская проза. (Обрамленная повесть), М., 1963; Benfey Т., Panchatantra. Funf Bucher indischer Fabeln, Marchen und Erzahlungen, Bd 1-2, Lpz., 1859; Jolles A., Einfache Formen, Halle, 1956.

П. А. Гринцер.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.