Значение слова ПОВЕСТЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ПОВЕСТЬ

(англ. tale, франц. nouvelle, histoire, нем. Geschichte, Erzahiung), одна из эпических жанровых форм художественной литературы; её понимание исторически изменялось. Первоначально, в истории древней рус. литературы, термин 'П.' применяли для обозначения прозаических (а иногда и стихотворных) произведений, не обладающих ярко выраженной экспрессивностью художественной речи ('Повесть о разорении Рязани Батыем', повесть о Петре и Февронии, 'Повесть о Фроле Скобееве'; см. Повести древнерусские ) и вне зависимости от их жанрового содержания; все они невелики по объёму. В середине 18 в., когда русскими писателями был усвоен термин 'роман', жанровые обозначения прозаического произведения потеряли чёткость: произведения, близкие по объёму, назывались по-разному (Ф. А. Эмин назвал своего 'Мирамонда' романом, а М. М. Херасков своего 'Полидора' - П.). После Н. М. Карамзина П. осознавалась уже как прозаические произведения сравнительно малого, а роман - как большого объёма (А. С. Пушкин выпускает 'Повести Белкина', но называет романом 'Капитанскую дочку'). В 1835 В. Г. Белинский даёт этому различию общее определение: он называет П. 'распавшимся на части... романом', 'главой, вырванной из романа'. С 1840-х гг., когда стало появляться особенно много совсем небольших по объёму прозаических произведений - рассказов (часто 'очеркового' склада), понятие 'рассказ' заняло своё особое место в той же шкале обозначений. Постепенно сложилось устойчивое теоретическое представление: 'рассказ' - малая форма эпической прозы, 'повесть' - её средняя форма, 'роман' - большая. Оно преобладает и доныне.

Однако ещё В. Г. Белинский заметил, что 'форма' повести 'может вместить в себя' и 'лёгкий очерк нравов', 'саркастическую насмешку над человеком и обществом', но и 'глубокое таинство души', 'жестокую игру страстей'. Иначе говоря, в прозаических произведениях одного и того же - пусть 'среднего' - объёма может быть раскрыто различное жанровое содержание: или нравоописательное ('насмешка над человеком и обществом'), или романическое ('таинство души', 'игра страстей'). А возможно и третье - содержание героическое (столкновение общественных сил). Так, в творчестве Н. В. Гоголя есть 'повести' трёх разновидностей жанрового содержания: 'Повесть о том, как поссорились...' - 'Портрет' - 'Тарас Бульба'. В творчестве А. П. Чехова есть такие 'повести', которые по существу являются небольшими (средними по объёму текста) романами ('Три года', 'Моя жизнь').

С другой стороны, иногда даже и большие сюжетные стихотворные произведения - эпические 'поэмы', не имеющие возвышенной направленности, называют 'повестями', что ещё более запутывает терминологию. Очевидно, существующая жанровая терминология нуждается в пересмотре и уточнении.

Лит.: Белинский В. Г., О русской повести и повестях г. Гоголя, Полн. собр. соч., т. 1, М., 1953; его же, Разделение поэзии на роды и виды, там же, т. 5, М., 1954; Кожинов В. В., Повесть, в кн.: Краткая литературная энциклопедия, т. 5, М., 1968; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, 4 изд., М., 1971; Поспелов Г. Н., Проблемы исторического развития литературы, М., 1972, с. 152-189.

Г. Н. Поспелов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.