Значение НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА в Большой советской энциклопедии, БСЭ

НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА

школа, условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 40-х гг. 19 в. Термин 'Н. ш.', впервые употребленный Ф. В. Булгариным в пренебрежительной характеристике творчества молодых последователей Н. В. Гоголя (см. газету 'Северная пчела' от 26 января 1846), был утвержден в литературно-критическом обиходе В. Г. Белинским, который полемически переосмыслил его значение: 'натуральное', т. е. безыскусственное, строго правдивое изображение действительности. Мысль о существовании литературной 'школы' Гоголя, выражавшей движение русской литературы к реализму, Белинский развил раньше (ст. 'О русской повести и повестях г. Гоголя', 1835, и др.); развёрнутая характеристика Н. ш. и её важнейших произведений содержится в его статьях 'Взгляд на русскую литературу 1846 года', 'Взгляд на русскую литературу 1847 года', 'Ответ ''Москвитянину''' (1847). Выдающуюся роль собирателя литературных сил Н. ш. сыграл Н. А. Некрасов, составивший и выпустивший в свет её главные издания - альманах 'Физиология Петербурга' (ч. 1-2, 1845) и 'Петербургский сборник' (1846). Печатными органами Н. ш. стали журналы 'Отечественные записки' и 'Современник' .

Для Н. ш. характерно преимущественное внимание к жанрам художественной прозы ('физиологический очерк', повесть, роман). Вслед за Гоголем писатели Н. ш. подвергали сатирическому осмеянию чиновничество (например, в стихах Некрасова), изображали быт и нравы дворянства ('Записки одного молодого человека' А. И. Герцена, 'Обыкновенная история' И. А. Гончарова и др.), критиковали тёмные стороны городской цивилизации ('Двойник' Ф. М. Достоевского, очерки Некрасова, В. И. Даля, Я. П. Буткова и др.), с глубоким сочувствием изображали 'маленького человека' ('Бедные люди' Достоевского, 'Запутанное дело' М. Е. Салтыкова-Щедрина и др.). От А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Н. ш. восприняла темы 'героя времени' ('Кто виноват-' Герцена, 'Дневник лишнего человека' И. С. Тургенева и др.), эмансипации женщины ('Сорока-воровка' Герцена, 'Полинька Сакс' А. В. Дружинина и др.). Н. ш. новаторски решала традиционные для русской литературы темы (так, 'героем времени' становился разночинец: 'Андрей Колосов' Тургенева, 'Доктор Крупов' Герцена, 'Жизнь и похождения Тихона Тросникова' Некрасова) и выдвигала новые (правдивое изображение жизни крепостной деревни: 'Записки охотника' Тургенева, 'Деревня' и 'Антон-Горемыка' Д. В. Григоровича и др.). В стремлении писателей Н. ш. быть верными 'натуре' таились различные тенденции творческого развития - к реализму (Герцен, Некрасов, Тургенев, Гончаров, Достоевский, Салтыков-Щедрин) и к натурализму (Даль, И. И. Панаев, Бутков и др.). В 40-е гг. эти тенденции не обнаружили чёткого разграничения, порой сосуществуя в творчестве даже одного писателя (например, Григоровича). Объединение в Н. ш. многих талантливых писателей, ставшее возможным на почве широкого антикрепостнического фронта, позволило школе сыграть важную роль в становлении и расцвете русской литературы критического реализма. Влияние Н. ш. сказалось также в русском изобразительном (П. А. Федотов и др.), музыкальном (А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский) искусствах.

Лит.: Цейтлин А. Г., Становление реализма в русской литературе, М., 1965; Кулешов В. И., Натуральная школа в русской литературе XIX в., М., 1965; Манн Ю. В., Философия и поэтика 'натуральной школы', в кн.: Проблемы типологии русского реализма, М., 1969.

В. И. Кулешов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.