художественные , изделия из дерева, папье-маше или металла, покрытые лаком и нередко украшенные декоративно-плоскостной росписью, рельефной резьбой, инкрустацией, гравировкой. Главные художественные особенности Л. х. - блеск зеркальной полированной поверхности, контрасты цветов фона, росписи и инкрустации, а у резных лаков - мягкая светотеневая игра и сочность форм.
Л. х. известны со 2-го тыс. до н. э. в Китае, где в качестве материала для покрытий используется сок лакового дерева . Кит. Л. х. (чашки, вазы, шкатулки, мебель, архитектурные детали) из папье-маше, дерева, оклеенные материей или бумагой, проходят длительные операции грунтования, многократного покрытия лаком, сушки и полирования, чем достигается прочность и водонепроницаемость покрытия. В китайских Л. х. распространены многоплановая резьба по красному лаку (в Пекине), тончайшая роспись полихромными и золотыми (в состав которых входит золотой порошок) лаками по чёрному или цветному фону, роспись в прорезях чёрного фона ('коромандельские лаки'), инкрустация перламутром, оловом или серебром. Для китайских Л. х. характерны изображения пейзажей, цветов, бытовых сцен. К китайским близки Л. х. Кореи, Японии, Индокитая. Во Вьетнаме и Лаосе наряду с декоративной лаковой живописью ка бытовых изделиях получила распространение и станковая. В Иране, Индии и Центральной Азии (Герат) известны (особенно в 15-17 вв.) миниатюры, исполненные темперными красками на изделиях (шкатулки, пеналы) из папье-маше и покрытые лаком, главной составной частью которого является сандарак . В Индии распространены также 'нирмальские лаки' - изделия из дерева или металла, покрытые так называемым золотым лаком из сока зёрен тамаринда , по которому выполнялась яркая полихромная роспись (фигурки людей, цветы, птицы). Восточные Л. х. известны с 15 в. в Европе, где собственное производство лаковых изделий (декорация дворцовых интерьеров, мебель, бытовые предметы) из дерева, папье-маше начало развиваться в 17-18 вв. В европейских Л. х. техника производства была упрощена, введены горячая сушка в печах, применение масляных красок и масляных лаков . В 18 в. техническим и художественным мастерством выделялись французские Л. х. фирмы 'Мартен' и немецкие фабрики И. Штобвассера (шкатулки, табакерки, украшенные миниатюрами). С 18 в. производство лаковых изделий из дерева (декорация дворцовых интерьеров, мебель), папье-маше (шкатулки, табакерки), металла (подносы) с росписями масляными красками (пейзажи, цветы, жанровые сценки, портреты) началось в России, где с начала 19 в. стали возникать народные промыслы (см. Федоскинская миниатюра , Жостовская роспись ) . В советское время наряду со старыми промыслами возникло тончайшее искусство темперной живописи на лаковых изделиях ( Палехская миниатюра , Мстёрская миниатюра , Холуйская миниатюра ) .
Лит.: Масленников Н. Н., Бакушинский А. В., Русские художественные лаки, М., 1933; Ожегова Н., Лаковая миниатюра Бирмы, 'Искусство', 1966, | 12; Шмелева Г. В., Станковая лаковая живопись Демократической Республики: Вьетнам, М., 1970; Sawaguchi G., Nihon shikko no Kenkyu (Studies in Japanese lacquer), Tokyo. 1933; Feddersen М., Les laques chinois. P., 1958; HoIzhausen W., Lackkunst in Europa, Braunschweig, 1959.
Н. А. Каневская.