(Maeterlinck) Морис (29. 8.1862, Гент, - 5.5.1949, Ницца, Франция), бельгийский писатель. Писал на французском языке. Родился в семье нотариуса. Изучал право в Париже. С 1896 жил во Франции. Идеалистические символистские взгляды раннего М. (изложены в книге 'Сокровище смиренных', 1896) - реакция протеста против буржуазного позитивизма и бескрылости натуралистического искусства. В 1889 вышел сборник стихов М. 'Теплицы', в 1896 - сборник '12 песен' (в 1900 - '15 песен'). Человек в ранних пьесах М. - жертва рока (сказка 'Принцесса Мален', 1889; одноактные пьесы 'Непрошеная', 'Слепые', обе 1890; драма 'Пелеас и Мелисанда', 1892); это драматургия молчания, намёков и недомолвок. В пьесе 'Смерть Тентажиля' (1894) намечена тема бунта против рока. В пьесах-сказках 'Аглавена и Селизетта' и 'Ариана и Синяя Борода' (обе 1896) показаны уже не только жертвы, но и борцы. Книга 'Мудрость и судьба' (1898) открывает цикл эссе по вопросам познания и этики. В работе 'Сокровенный храм' (1902) М. призывает к творческой и социальной активности; в этот период М. близок к социалистическим кругам. Драма 'Сестра Беатриса' (1900) направлена против аскетизма, воспевает полнокровную жизнь. Историческая драма 'Монна Ванна' (1902) утверждает героический подвиг во имя Родины. В статьях этих лет М. выступает против фатализма в жизни и искусстве. Пьеса 'Чудо святого Антония' (1903) - острая антибуржуазная сатира. В 1905 М. создал пьесу-сказку 'Синяя птица', исполненную веры в победу человека над силами природы, голодом, войной. Впервые она была поставлена на сцене МХТ 30 сентября 1908 и с тех пор - в репертуаре этого театра.
В годы 1-й мировой войны 1914-18 М.-публицист клеймит германский милитаризм. Пьеса 'Обручение' (1918) продолжает рассказ об одном из героев 'Синей птицы'. Пьесы, написанные позднее, менее значительны ('Бургомистр Стильмонда' и 'Соль земли', 1919; 'Жанна д'Арк', 1945, и др.). Трагедия оккупированной немецкой армией в 1914 Бельгии, кризис бельгийского социал-демократии оттолкнули М. от общественной проблематики. Трактаты М. 'Жизнь пространства' (1928), 'Перед лицом бога' (1937) и др. исполнены мистицизма. М. принадлежат натурфилософские книги 'Жизнь пчёл' (1901), 'Разум цветов' (1907), 'Жизнь термитов' (1926), 'Жизнь муравьев' (1930), где наблюдения над природой проникнуты антропоморфизмом.
В 1940 М. уехал в США, вернулся во Францию в 1947. Написал мемуары 'Голубые пузыри (счастливые воспоминания)' (1948). Гуманистические пьесы М. периода 1896-1918 вошли в репертуар мирового театра. Нобелевская премия (1911).
Соч.: Theâtre, v. 1-3, P., 1918; Theâtre inedit, P., 1959; в рус. пер. - Пьесы, [вступ. ст. Е. Г. Эткинда], М., 1958.
Лит.: Горький М., Собр. соч., т. 24, М., 1953, с. 48; Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1-2, М., 1958; Андреев Л. Г., О двух знаменитых бельгийцах, в кн.: Верхарн Э., Стихотворения. Зори. Метерлинк М., Пьесы, М., 1972; Шкунаева И. Д., Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней..., М., 1973; Bodart R., М. Maeterlinck, P., 1962; М. Maeterlinck, 1862-1962, [Par] J. Cassou, Н. Clouard, P. Guiette [e. a.]. Sous la direction de J. Hanse et R. Vivier, [Brux., 1962] (лит.).
М. Н. Ваксмахер.